Дмитрий Полосин: «Россия обеспечена диоксидом титана. Дефицита нет»

После присоединения Крыма в 2014 году основным рынком сбыта продукции «Крымского титана» стала Россия. О переориентации на российского потребителя и общей ситуации на мировом рынке белого пигмента журналу «Промышленные покрытия» рассказывает заместитель коммерческого директора «Титановой трейдинговой компании» Дмитрий Полосин.

После крымских событий бизнес «Центра оптимальных технологий» (ЦОТ), который с 2006 года поставлял в Россию химию украинских предприятий, таких как «Сумыхимпром», продолжила «Титановая трейдинговая компания». Наверняка тогда произошли существенные изменения в бизнесе компании?
Компания «ЦОТ» создавалась как поставщик широкой линейки химической продукции украинских производителей. И пока между Россией и Украиной были партнерские отношения помимо диоксида титана в Россию свободно поставлялись ильменитовые и рутиловые руды, циркониевый концентрат. До присоединения Крыма были налажены поставки соды для российской стекольной отрасли. Железоокисные пигменты украинского производства использовались не только для выпуска ЛКМ, но и для создания синтетических волокон. После крымских событий эти украинские продукты закрыли для отечественных потребителей. Поскольку во взаимоотношениях этих двух государств сейчас ситуация непредсказуемая, про конкретные перспективы расширения линейки поставляемой украинской химии говорить невозможно.

Сохранились только поставки уже российского диоксида титана. Сейчас «Титановая трейдинговай Компания» – эксклюзивный поставщик титана. Пришлось искать новых поставщиков сырья, переориентировать привязанное к Украине предприятие полностью на российский рынок. Раньше подавляющее большинство выпускаемого «Крымским титаном» диоксида титана шло на европейский рынок. Ключевыми покупателями двуокиси титана также были западные, украинские, европейские и даже японские компании. Сейчас Крым под санкциями. Продукт поставляем в СНГ, развивающиеся страны, такие как Индия, Иран, Латинская Америка, Азия, Африканские страны . Интересуются российским диоксидом титана и китайские компании. Спрос на него есть.

Как изменилось потребление диоксида титана в России?
С появлением собственного производства диоксида титана в 2014 году удалось компенсировать объем сырья, которого не хватало России. На рынке произошло перераспределение потребления, но его общий объем существенно не изменился.

Среди основных потребителей этого продукта в России неизменно лакокрасочная промышленность, производство бумаги и суперконцентратов, при выпуске которых расходуется больший объем диоксида титана, чем требуется для ЛКМ. В рецептурах некоторых мастербатчей его доля достигает 70 %.

В 2015 году на одной из отраслевых конференций среди лидеров-производителей диоксида титана первого полугодия 2015 на российском рынке вы назвали «Титановые инвестиции», «Сумыхимпром» (общая доля 49,5 %), далее DuPont, Kronos, Sachtleben Chemie, Huntsman и другие. Картина изменилась?
В принципе нет. После 2015 года с российского рынка ушел «Сумыхипром». Его долю «съел» «Крымский титан», поскольку у них похожие по качеству и стоимости продукты. После дефицита 2017 года многие компания, которые работали в том числе на китайском диоксиде титана, перешли на российский продукт.

Дефицит был связан с резким скачком цен на ильменит, который используется для производства диоксида титана?
На тот момент на рынок влияла совокупность факторов. В Китае начала действовать экологическая программа, из-за чего на реконструкцию временно закрылась часть заводов по производству диоксида титана. Помимо этого, встал один из крупнейших производителей диоксида титана Huntsman, который поставлял на российский рынок существенную долю продукции (в феврале 2017 года финский завод Нuntsman мощностью 130 тысяч тонн временно остановил работу из-за пожара, который произошел в конце января 2017. Это 15 % от общих мощностей Нuntsman и около 10 % от общеевропейского спроса на это сырье. Также в 2017 году компания объявила о намерении закрыть производство диоксида титана в Кале, Франция, прим. ред.). Сократились объемы поставок DuPont в Россию, поскольку компания увеличила поставки в Европу. В том числе «Крымский» титан не мог работать на полную мощность – после обрушения крыши на реконструкции находилась одна производственная линия (в августе 2017 года на производстве обрушилась крыша на площади 3,5 тысячи квадратных метров, прим. ред.). Она не работала практически полгода. Все эти факторы отразились, соответственно, и на стоимости диоксида титана.


Согласно исследованию Axalta, самые заправшиваемые авто в России - белые
(фото: www.orange-auto.com.ua)

Что вы можете сказать о текущей ситуации?
Россия обеспечена диоксидом титана. Дефицита нет. В среднем объем российского рынка – 70–75 тысяч тонн. На долю «Крымского титана» приходится около 45–50 %. Далее идет DuPont

Для производства диоксида титана используются ильменитовые и рутиловые руды. Украина – это крупнейший ближайший поставщик этого сырья. По информации Геологической службы США, там сосредоточено около 1 % мировых запасов ильменита и 5 % мировых запасов рутила. Насколько отечественное производство диоксида титана зависимо от украинских поставок сырья?
Не считаю, что основной поставщик ильменита в Россию сегодня это Украина. Закупаем сырье в разных странах. Сейчас сотрудничаем с поставщиками из Бразилии, Вьетнама, ЮАР.

Открытие подобных производств в России упирается в рынок сбыта. Предложения о разработках ильменитовых руд были и есть. В частности, о проекте по выработке ильменитовых руд заявляла и корпорация «ВСМПО-Ависма». Для этого нужен ГОК, нужно разрабатывать и обогащать руду. Соответственно, это дорогостоящее мероприятие, которому нужны крупные объемы потребления. При этом далеко не каждый ильменит подходит для производства диоксида титана. Содержание титана в пригодном для переработки ильмените должно быть не менее 55 %. К сожалению, конкретных заявлений о реализации подобных проектов на практике нет. (В 2011 году «ВСМПО-Ависма» приобрела за 1,47 миллиарда рулей лицензию на разработку месторождения ильменитовых титаносодержащих руд Центральное в Тамбовской области. Технологию добычи компания отрабатывала с 2012 года. В 2015 году проект компании оценивался от 300 до 600 миллионов долларов.

В 2016 году собственники корпорации перенесли запуск производства на 2019 год, посчитав рынок этого сырья профицитным, а сам проект экономически неэффективным. В 2018 году о покупке этого проекта – «Горнопромышленной компании «Титан» (держатель лицензии на месторождение Центральное) – заявила Корпорация развития Тамбовской области, прим. ред.).

Продолжим тему новых производств. В Казахстане как минимум пятнадцать лет разрабатывают проект по выпуску диоксида титана. Его анонсировали еще в 2012 году. Тогда говорилось о мощности в 250 тысяч тонн. На Азиатском лакокрасочном форуме 16 октября главный инженер этого проекта компании Tenir-Logistic Сергей Терехов озвучил цифру в 600 тысяч тонн – для третьего этапа реализации производства. Вторая предполагает выпуск 300 тысяч, первая – 60 тысяч. Впечатляющие мощности?
Озвученная максимальная мощность – это сумасшедшее количество. Куда поставлять такие объемы? Кто его будет потреблять? В России рынок обеспечен, продукт потребляют. Рядом Китай – там свой крупный производитель. Страны СНГ? Там объем рынка диоксида титана в три раза меньше, чем в России. Это избыточные мощности для всех стран СНГ.

Несомненно, плюс этого проекта в наличии рутиловых руд как основы для производства диоксида титана. Другой вопрос, что предприятие собираются возводить вдали от морских путей (завод разместят в специальной экономической зоне «Павлодар», которая располагается на северо-востоке Казахстана, прим. ред.). Хромает логистика. И если учесть, что в ближайшие пять лет Китай восстановит мощности после реконструкции предприятий, вопросов к этому проекту будет еще больше. Поэтому к казахстанскому производству отношусь скептически.

На отраслевом мероприятии в 2015 году вы также рассказывали про создание «Титановыми инвестициями» новых премиум-марок диоксида титана для ЛКМ, пластмасс, декоративной бумаги компанией. Проекты реализованы?
В 2014 году действительно был проект «Крымского титана» по выпуску высокотехнологичных марок диоксида титана с улучшенными качествами. В лабораторных условиях получены марки гидрофобных продуктов диоксида титана для пластиков, диоксид титана для ЛКМ с высоким сухим остатком для внутренних работ. После известных политических событий этот проект заморозился. Рынок, конечно, требует улучшения качества, совершенствования свойств. Такие продукты есть и испытаны на предприятиях (например, в 2014 году проводились лабораторные и промышленные испытания диоксида марки TiOx270 с улучшенными дисперсными свойствами, прим. ред.). Но не думаю, что они появятся в промышленном в производстве даже в 2019 году.

Давайте обратимся к последним новостям. Из-за химических выбросов опасных веществ на «Крымском титане» 23-24 августа, с 4 сентября его работа временно приостановлена. В беседе с «ЛКМ Порталом» вы сказали, что на текущих заказах на ЧП не скажется, поскольку есть складские запасы. В СМИ появляется информация, что выбросы продолжаются. Говорят и о возможности национализации предприятия, если компания не сможет ликвидировать последствия загрязнения окружающей среды. Какие варианты развития событий вы видите в текущей ситуации?
Что касается национализации – эта информация только на уровне слухов. Что касается выбросов, то сейчас руководство завода делает все возможное для решения экологических проблем.

После дефицита в 2017 году для рынка диоксида титана эксперты строили два прогноза на 2018 год. Ликвидация дефицита во второй половине 2018 и поступательный рост цен либо сохранение дефицита продукта на протяжении 2018 года, что также приведет к росту цен. Какой из этих прогнозов оправдался?
Сейчас рынок стабилизировался, каждый поставщик диоксида титана занимает отдельную нишу. Дефицита продукции нет. Что касается стоимости диоксида титана, то она в 2018 существенно не колеблется, а остается примерно на одном уровне.