Михаил Сутягинский: «Мы далеки от идеальных условий, в которых смогут развиваться корпорации и частный бизнес»

ГК «Титан» реализует сейчас сразу несколько крупных химических проектов. О них и планах компании рассказывает член совета директоров АО ГК «Титан» Михаил Сутягинский.

В начале 2018 года в первом выпуске журнала «Промышленные покрытия» вышло интервью с Виктором Ивановым, президентом Российского союза химиков. Говоря об инвестициях в химпром, он сказал, что специальной господдержки химической и нефтехимической промышленности не требуется: «Главное – это платежеспособный спрос со стороны других отраслей экономики… В рыночной экономике нет такой структуры, которая могла бы планировать и консолидировать спрос на нефтехимическую продукцию». Какая поддержка российскому химпрому все-таки нужна?

В интервью с Виктором Ивановым речь идет о государственной поддержке в вопросах формирования рынков сбыта. Тут, действительно, роль государства заключается, скорее, в стимулировании развития различных отраслей экономики.

Однако сам по себе вопрос создания новых производств – не только в нефтехимии, в любом секторе – стоит остро. Без поддержки государства, к сожалению, рост промышленности невозможен. Помощь необходима инвестиционным проектам по организации современных высокотехнологичных производств в области нефтехимии, созданию предприятий малотоннажной химии, развитию науки, трансферу технологий, проведению НИОКР.

Поддержка может быть разной: в виде обеспечения финансирования под процент, не превышающий ключевую ставку Банка России, госгарантий, льготных займов, субсидирования процентных ставок, уменьшения налогов на период строительства и вывода предприятия на самоокупаемость, софинансирования проектов по строительству инфраструктуры.

На платежеспособный спрос со стороны каких отраслей сегодня можно рассчитывать?

Современные нефтехимические продукты присутствуют без исключения в каждой отрасли: от оборонки и авиастроения до автомобильной промышленности и аграрного сектора. Наша задача – предложить российскому рынку качественный продукт, который сможет заместить иностранный. Например, предприятия текстильной промышленности ждут, когда мы запустим производство ПЭТ и обеспечим производителей тканей и наполнителей качественным российским сырьем для изготовления волокон и нитей.

В каких направлениях видите наибольшие перспективы для роста компании на российском рынке?

Как и все предприятия отрасли, мы стремимся к увеличению глубины переработки нефтехимического сырья с получением широкой линейки продукции, предназначенной как для использования внутри страны, так и для экспорта. Сейчас в рамках этой задачи мы реализуем комплексный многостадийный проект, который включает производство кумола (изопропилбензола), который будет перерабатываться в фенол и ацетон. Далее мы планируем развивать сразу два потока. Из фенола будем получать сначала бисфенол, а затем твердые и жидкие эпоксидные смолы. Из ацетона будем производить изопропанол.

Продолжим развивать полимерную промышленность – один из проектов, уже находящихся в стадии реализации, – это выпуск полиэтилентерефталата пленочного, а затем и волоконного назначения. Кроме того, прорабатываем и другие направления – термоэластопласты, полимерный битум...

Третий ключевой вектор, по которому будет двигаться компания, это развитие малотоннажной химии – фенольные антиоксиданты, эпоксидные смолы специального назначения, гликоли и так далее. Этих веществ нужно 10-20, может до 100 тонн в год, больше и не требуется. Например, мы завозим из-за рубежа инициатор полимеризации для каучуков – заводу «Омский каучук» (одно из предприятий Группы компаний «Титан») его надо в год всего 10 тонн. Таких заводов в стране четыре – Воронеж, Тольятти, Стерлитамак, Омск – условно не более 100 тонн нужно на всю Россию, и этот объем везется целиком из Европы. Мы можем организовать такое производство на омской площадке и закрыть рынок.

Продолжая тему малотоннажной химии. В начале 2019 года появилась информация о планах компании по строительству опытно-промышленной установки по получению бутил-н-винилового эфира на площадке «Омского каучука». Что из себя представляет этот проект?

Речь идет о создании нового производства бутил-n-виниловых эфиров, которые в России не выпускаются, но при этом в стране имеется достаточное количество сырья для их синтеза.

Раньше этот продукт получали из ацетиленовой химии – это довольно опасный процесс, связанный с образованием большого количества отходов. Наш метод позволит получить этот продукт наиболее щадящим для окружающей среды и безопасным способом.

Мы проведем научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы по созданию опытно-промышленной установки для синтеза бутил-n-винилового эфира на площадке «Омский каучук».

Бутил-n-виниловые эфиры широко используются в различных отраслях народного хозяйства: лакокрасочной, фармацевтической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей. Продукты полимеризации бутил-n-винилового эфира применяются как медицинские и фармацевтические средства, присадки для смазочных масел и пластичных смазок.

Какие барьеры для развития химических компаний есть в России?

Министерством промышленности и торговли РФ уже сделано достаточно много, чтобы стимулировать развитие промышленности, в том числе химической. Но мы по-прежнему далеки от идеальных условий, в которых смогут развиваться не только крупные корпорации, но и частный бизнес – такой, как Группа компаний «Титан».

В Советском Союзе химическая промышленность была одной из самых развитых. Часть наследия нам удалось сохранить – тот же завод «Омский каучук». Но, как и все предприятия с историей, он нуждается в серьезной модернизации – это многомиллиардные инвестиции, неподъемные для бизнеса. При участии Фонда развития промышленности нам удалось полностью обновить цех по производству фенола-ацетона. До конца года этот участок будет введен в эксплуатацию. Это реальная история успеха – сотрудничество государства и частного капитала. Их нужно умножать. Что мешает? Длительность процесса влияет на сроки получения господдержки. Пока мы подготовим все документы, пройдем все этапы согласования – ситуация уже изменилась и нужно все начинать сначала.

Не так давно популярна была тема санкций. Как этот вопрос отразился на работе компании в России, и насколько он еще актуален для предприятия?

С одной стороны, санкции преподнесли всей стране суровый урок. Мы увидели, насколько мы зависимы от западных стран, наши слабые стороны. И не только увидели – мы действительно стали заниматься тем, чем мы раньше не занимались. С другой стороны, на самом деле от санкций больше потерь, чем приобретений. И даже не знаю, для какой из сторон: той, что санкции объявила, или той, которая под них попала. Нас они хотя бы стимулируют к развитию, а у наших иностранных партнеров наблюдается только потеря рынков.

Вопрос санкций для нас по-прежнему актуален. Сейчас в нашем портфеле находятся проекты, которые мы планируем реализовать при участии азиатских компаний. Но даже в этом случае они буксуют из-за введенных Западом ограничений. Пока мы не можем найти решение, которое позволит нам внедрить на предприятии одну из лучших технологий и при этом не нести рисков, но мы обязательно что-нибудь придумаем.

Специалисты ГК «Титан» не только прорабатывают новые производственные проекты, но также участвуют в разработке стандартов, в частности ГОСТ на синтетические каучуки. В связи с чем возникла необходимость по разработке нормативного документа? Какие у обновленного ГОСТа будут отличия от действующего документа?

В этой работе на самом деле принимают участие все крупнейшие производители каучука. Последний ГОСТ на каучуки тех марок, которые мы выпускали, был разработан в конце 70-х – начале 80-х годов. С той поры технологии продвинулись вперед, часть веществ перестала использоваться в процессе. Поэтому создание нового государственного стандарта – это объективная задача.

Крупные иностранные компании помимо инвестиций в собственное производство, вкладываются в кадры, социальные программы. Какие подобные проекты есть у вашей компании? Почему поддержка социальных проектов не популярна у российских компаний?

Не соглашусь, хотя это расхожее заблуждение – такой вопрос мне задают часто. Российский бизнес – и крупные вертикально-интегрированные холдинги, и небольшие частные компании – имеют собственные грантовые программы, программы социальных инвестиций. А уж в кадры вкладываются, наверное, вообще все серьезные организации, потому что людской капитал – это самый ценный ресурс.

В последнее время набирает популярность корпоративное волонтерство. В нашей компании тоже действует движение активных, социально ответственных работников – «Добрый “Титан”». Оно удивительно органично объединило молодежь и старшее поколение, всех неравнодушных к проблемам экологии, заботящихся о людях с ограниченными возможностями здоровья или попавших в непростую жизненную ситуацию. Современная корпоративная социальная ответственность – это не просто спонсорство, благотворительные программы, гранты. Сейчас акцент делается на том, чтобы научить людей быть добрее, чувствовать свою ответственность и понимать, как конкретно каждый из нас может изменить этот мир к лучшему

Поделитесь планами на 2019 год?

Ключевая цель – ввести в эксплуатацию производство фенола-ацетона. На омской площадке нам также нужно вести строительные работы на производстве кумола и изопропанола – соответствующее разрешение было выдано в апреле. В Пскове мы планируем приступить к реализации проекта по выпуску БОПЭТ и ПЭТ. Ждем, когда проектный институт выдаст нам всю документацию – впереди длительная процедура по ее согласованию, прохождению экспертиз и общественных слушаний.

Каковы ваши основные правила ведения бизнеса?

Наше ключевое правило отражено в девизе компании – мы создаем условия для роста. Для роста персонала, наших партнеров, регионов присутствия. В 2019 году Группе компаний «Титан» исполняется 30 лет, и за все время работы мы ни разу не изменили этому золотому правилу.