Олег Кузин: «Импортозамещение в декоративном сегменте ЛКМ в 2017 году практически завершилось»

Практически каждый второй производитель лакокрасочной продукции либо недоволен качеством импортозамещающего сырья, либо утверждает, что в России и вовсе нет достойных аналогов импортных продуктов. Поэтому не удивительно, что лаковары не торопятся заменять заграничные поставки на «сделано в России». Это глубоко укоренившееся представление пора менять. Ведь есть примеры, когда российские компании, выходя на рынок, упорно доказывают качество и стабильностью продукции. Так, компании «Акрилан», хотя и стартовавшей в период растущего рынка дисперсий, потребовалось на это несколько лет. Генеральный директор «Акрилана» Олег Кузин рассказал журналу «Промышленные покрытия» о первых шагах сырьевой компании в лакокраске, текущей динамике и перспективах рынка дисперсий в России. 

С 2009 года, когда «Акрилан» только начал выпуск дисперсий в России, компания дважды заявляла о росте производства – запуске новых линий. Какие отрасли-потребители быстрее реагировали на импортозамещающее сырье?
В 2009 году была запущена линия с реактором в 12 кубометров, в 2012 году – 30 кубометров. Они обе универсальны и взаимозаменяемы, поэтому на них можно выпускать любую продукцию из ассортимента компании. Основными рынками сбыта в период с 2009 года были декоративное направление лакокрасочной отрасли и рынок клеевых составов. И сегодня они играют ведущую роль в портфеле компании: 65 % продукции выпускается для ЛКМ, 30 % – для рынка клеев, не более 5 % – для нетканых материалов.

Какое первое лакокрасочное предприятие в России обратило внимание на дисперсии отечественного производства?
Одним из первых надежных партнеров стало «Предприятие ВГТ». В целом начало работы на отечественном рынке было сложным. Если сравнить с иностранными поставщиками сырья, которые на тот момент уже имели влияние на рынке, нам пришлось начинать с чистого листа. Производители ЛКМ доверяют продукции, которая длительное время присутствует на рынке и имеет положительные отзывы. В 2009 году мы только заявили о себе, и следующие два года пришлось доказывать, что качество продукции не уступает иностранному, оно стабильно от партии к партии. Прежде чем выйти на серьезные объемы поставок проводились различные совместные испытания с лакокрасочными компаниями, выпускались пробные партии продукции.

Получается, что компания удачно вышла на рынок, поскольку в период 2011–2013 годов рынок акриловых и стирол-акриловых дисперсий рос двузначными темпами. О такой динамике вы говорили в одном из своих интервью. Сейчас темпы упали?
Как ни странно, рынок продолжает расти. Например, с 2013 до 2016 год он ежегодно увеличивался на 30 %. В 2017 году рынок сбавил темпы – рост 15 %. Первые пять месяцев 2018 по темпам превосходят 2017 год. Причем рост наблюдают не только специалисты «Акрилана», но и коллеги из других российских компаний. В принципе это дает основания считать рынок по-прежнему растущим.

Долгое время позитивная динамика обеспечивалась за счет сокращения импорта. В этот период экономика не показывала существенного роста, да и по статистическим данным потребительский спрос также не увеличивается, но и не падал как минимум последние 2–3 года. Поэтому, если нет общего роста, а у нас он продолжается, это говорит о том, что производители ЛКМ стали выпускать все-таки больше продукции. Касается это преимущественно крупных компаний.

В последние годы рост лакокрасочного рынка идет в том числе за счет укрупнения бизнеса. Маленькие компании ЛКМ, так называемые «гаражники», вытесняются. Связано это, прежде всего, с развитием розничных сетей – LeroyMerlin, Castorama. В регионы заходят федеральные сети, которые сотрудничают с крупными компаниями, обеспечивая таким образом единообразие предоставляемой продукции. Если раньше «гаражники» для мелких строительных фирм готовили небольшие партии, то сегодня такие мелкие строители идут в розничную сеть покупать ЛКМ материалы.

В 2012 году в «Акрилан» были направлены инвестиции «Роснано» – 600 млн из необходимых для развития проекта 1,6 млрд рублей. Это одна из причин, почему компания оказалась, если так можно выразиться, на волне спроса и предложения. 
Финансирование со стороны «Роснано» дало новый толчок развитию. Мы не только запустили 2 линию, но и расширили площади, построили дополнительные склады для хранения готовой продукции и сырья. Инвестиции полностью оправдались – среднегодовая загрузка предприятия составляет 85 %. И это много, учитывая сезонный характер бизнеса. В пиковые теплые месяцы загрузка линий стремится к 100 %. Поэтому было принято решение о строительстве нового цеха с еще двумя производственными линиями. Проект реализуется за счет собственных средств и привлечения банковского кредита, без дополнительного инвестирования со стороны «Роснано».

Запуск третьей линии был запланирован на 2018 год. Он состоится?
Мы не торопились с реализацией этого проекта, наблюдали за тем, как продвигается загрузка существующих мощностей. Мы предполагали, что развиваться с темпами по 30 % в год невозможно, и в какой-то момент темпы должны начать падать, опять же учитывая, что экономика России не растет. Однако, еще не приблизившись к запуску нового цеха, мы оказались в сложной ситуации ограничения возможностей по развитию: мы можем иметь больше заказов, чем можем произвести. Поэтому сейчас будем ускоренными темпами завершать проект по возведению нового цеха. Здание уже построено, смонтировано основное емкостное оборудование. Попытаемся в максимально сжатые сроки ввести новые мощности, но уже не в 2018 году.

На этих линия предполагалось выпускать клеи ПВА с водостойкостью D3 и D4, а также сополимеров акриловой кислоты. Почему именно эти продукты?
Когда этот проект еще был на стадии формирования, предприятие было недозагружено, поэтому новый цех не рассматривался только как увеличение мощностей для выпуска существовавшего тогда ассортимента. Для снижения фактора сезонности мы хотели его разнообразить. На тот момент сополимеры акриловой кислоты с малеиновым ангидридом в России не выпускались. Сейчас уже есть производители этого сырья. Клеевые составы с водостойкостью D3 и D4 импортировались. Хотя сейчас в России и компании, которые заявляют, что выпускают клей с водостойкостью D3, судя по откликам с рынка, качество этих клеев все равно уступает импортным аналогам. С водостойкостью D4 в России нет производства клеев. Поэтому считаю, что и сегодня это актуальный проект. Но вопрос в том, что это очень узкий рынок, шире рынок клев с водостойкостью D3. Если на такие материалы установить приемлемую цену, они вполне могут начать вытеснять клеевые составы с водостойкостью D2, обеспечивая при этом лучшие свойства.

Давайте вернемся к ситуации на рынке дисперсий. Вы сказали, что он непрерывно растет. Участие иностранных игроков стало менее ощутимо? 
BASF и DOW Cemical – два самых крупных поставщика импортных дисперсий и крупнейшие в мире в своей области. Турецкие компании тоже присутствуют в России, но в меньше степени. BASF и DOW Cemicals предлагают полный спектр дисперсий, которые используются во всех существующих областях применения дисперсий. Поэтому они представляют серьезную конкуренцию для всех российских производителей дисперсий.

В последние годы доля этих компаний на рынке сокращалась, за исключением специфических специальных направлений, связанных с выпуском сложных или высокомаржинальных продуктов. Под специфическими направлениями понимается тоже ЛКМ, например, более долговечные покрытия, гидрофобные, самоочищающиеся ЛКМ, которые функционируют в агрессивных средах, продукты с совершенно новыми свойствами. Это тоже декоративный сегмент, который приближен к промышленным покрытиям, от которых требуются специальные свойства. В этих областях по-прежнему приобретается продукция иностранных компаний. Это связано со сложностями с переходом на российское сырье.

Два основных препятствия. Во-первых, ценообразование. Казалось бы, в России можно произвести чисто акриловую дисперсию примерно по той же цене, что и зарубежную. Но экономика масштаба не позволяет это сделать, поскольку российский рынок таких специфических дисперсий очень мал. Если учесть, что сырье приобретается за границей, производить несущественные объемы, мягко говоря, не интересно. Иностранные компании выпускают специфическую продукцию в Европе, направляют ее и на российский, и на европейский рынки. Помимо этого, они используют свое сырье, поэтому цена на некоторые продукты получается ниже, чем мы можем себе позволить. Поэтому сейчас стоимость чисто акриловых латексов иностранных компаний и, например, «Акрилана» если и не равна, то сопоставима.

Во-вторых, продукты, которые выпускаются на основе таких латексов, специфичны и, как правило, высоко маржинальны. Менять сырье – это риск для производителей ЛКМ, который не имеет никакого смысла при сопоставимых ценах. Тем не менее, это не значит, что в этом направлении рынок не развивается. «Акрилан» сейчас разрабатывает линейку чистых акрилатов для специфических отраслей применения.

Доля иностранных компаний уменьшается, российских увеличивается. Чем же вас тогда удивляет рост рынка?
Предполагалось, что импортозамещение в декоративном сегменте в 2017 году завершится, не прогнозировалось серьезного роста производства и продажах. Мои оценки, что в 2017 активного развития не будет, не оправдались. Только к началу 2018 года мы стали наблюдать, что импортозамещение здесь практически исчерпано. С иностранными компаниями продолжают работать те, кто целенаправленно хочет с ними сотрудничать, и нужны серьезные потрясения, чтобы предприятия отказались от них. Остаются возможности в направлении чистых акрилатов для специальных продуктов, о которых уже говорил. Это не очень большой рынок, но движение здесь еще возможно. Поэтому текущий год будет важнее 2017. Если говорить про объемы, то в 2018 году они уже превысили 2017. Однако падает маржинальность.

В 2012 году «Акрилан» занимал около 27 % рынка водорастворимых дисперсий в России. В планах было достижение 40 % к 2015 году. Как вы оцениваете долю компании «Акрилан» и доли ближайших конкурентов?
Если брать все производства акрилатов, по оценкам экспертов, на «Акрилан» сегодня приходится 22 %. И это самая высокая доля на российском рынке. Основные конкуренты – BASF и DAW Cemicals. Из российских наиболее активно развивающихся – «Компания Хома» и «Пигмент» (г. Тамбов).

«Мы все ближе и ближе к тому, чтобы вытеснить всю органорастворимую линейку. А это, естественно, совсем другие экологические параметры», – говорили вы на одной из телепередач в 2013 году. Насколько близко мы сейчас к переходу на исключительно безопасные продукты в декоративном сегменте?
Из декоративного направления ЛКМ на органической основе уже практически вытеснены водными материалами. Доля безопасных ЛКМ в этом сегменте уже не менее 95 %. Органорастворимые ЛКМ если и остались, то это в большей степени покрытия для окраски металла в дешевых сегментах. Например, при покраске изгородей во дворах домов.

Сложнее ситуация в промышленном применении «водных» материалов. Сегодня большинство ЛКМ на водной основе не обладают сопоставимыми с «органикой» характеристиками. Даже если материалы на водной основе по свойствам приближаются к органорастворимым, из-за высокой стоимости их сложно «внедрять». Но учитывая, что экологическое законодательство постепенно ужесточается, в промышленном применении заказчики будут медленно и постепенно обращать внимание на водные продукты. Компания «Акрилан» уже поставляла сырье для производства покрытий, предназначенных для защиты металлоконструкций на заводах.

Что-то черпается из европейских стандартов безопасности?
Многие крупные лакокрасочные компании в декоративном сегменте работают на опережение. Они уже предъявляются требования по совершенствованию даже водных латексов. Особенно это касается компаний с иностранным капиталом. Так, мы постепенно переходим на беформальдегидные биоциды. В этой области будут изменения, связные, в том числе, с уровнем ЛОС, поэтому мы уже стараемся придерживаться европейских стандартов.

Получается, что приходится отвечать сразу на две тренда – безопасность и удешевление продукции. В интервью организаторам выставки «Интерлакокраска» в 2016 году вы сказали, что из-за сжатия потребительского спроса производители искали пути снижения стоимости продукции. «Акрилан» разработал тогда продукцию, которая способствовала удешевлению ЛКМ без ухудшения стабильности качества. В каком положении сейчас находятся сегменты среднего и дорогого ценового уровней ЛКМ?
Из-за этих факторов действительно мы разработали такие продукты, которые позволили бы присутствовать на рынке более дешевых ЛКМ, что нам в принципе и удалось. Давление в эконом-сегменте продолжается. Здесь мы начинали со стирол-акриловой дисперсии «Акрилан 101». Далее уже пытались удешевить продукцию, выпустили несколько универсальных марок. В конце 2016 года вышел новый материал для этого сегмента. Высокий спрос на эти продукты, который растет с каждым годом, говорит сам за себя – эконом-сегмент развивается и требует более дешевых материалов.

Неплохими темпами развиваются также рынок высокого ценового сегмента. Средний вымывается, скорее потому, что потребители со средним достатком из-за произошедших экономических изменений переориентировались на более дешевый сегмент.

Если говорить не про лакокрасочный рынок, какие основные барьеры для более широкого использования водных дисперсий в различных отраслях вы видите?
На рынке клеевых составов многое будет зависеть от динамики экономики. Формируется спрос на продукцию только при развивающейся экономике, поэтому сейчас ждать прорывного развития здесь не стоит. Конечно, он не стагнирует, растет, но не семимильными шагами.

Что касается нетканого направления, здесь стиролакрилаты конкурируют с бутадиен-стирольными латексами. Возникает вопрос ценовой конкуренции. Бутадиен-стирольные латексы могут применяться в некоторых видах нетканых материалов. По стоимости они дешевле отечественных стирол-акрилатов.

Активно развивается бумажное направление, где дисперсии в основном применяются для ламинирования картона или бумаги. В России это маленький рынок. Даже если он будет быстро развиваться, его доля все равно в общем рынке стиролакрилатов останется крайне мала. В этой сфере применяются как бутадиен-стирольные латексы, так и стиролкарилаты. «Акрилан» не работал в бумажном направлении. Мы изучали его, пытались туда зайти, но на тот момент этот рынок был сложным и маленьким. Сейчас компания ориентирована на более крупные и активно растущие рынки.

Какой прогноз на вторую половину года для рынка дисперсий вы можете озвучить?
Мы уже вошли в сезон. Его можно назвать хорошим. Судя по текущим результатам, в этом году рост компании будет снова двузначным – не менее 20 %. Прогнозировать на 2019 год сложнее, поскольку экономика растет низкими темпами, 1–1,5 %. Нужно учитывать возможные риски, основной способ себя от них обезопасить – это расширять ассортимент и увеличивать присутствие в других сегментах.