Алексей Деменок: «Надо двигаться вперед, развиваться в новых, изменившихся условиях»

«Холлидей Пигментс» работает на весьма узкой нише химического рынка – поставке пигментов. Генеральный директор «Холлидей Пигментс» Алексей Деменок рассказал об истории развития компании, ситуации с поставками сырья для лакокрасочных материалов, логистикой и дал прогноз на вторую половину 2022 года.

Алексей, расскажите, пожалуйста, как появилась компания «Холлидей Пигментс». С чего все началось?

Компания «Холлидей Кемикал Лтд» (это первое название нашей компании) появилась в 1994 году. Основным направлением бизнеса на тот момент были совсем не пигменты, а текстильные красители. Текстильная промышленность в начале 90-х была достаточно сильно развита и, с приходом рыночной экономики, активно расширяла ассортимент и цветовую гамму. Российские производители нуждались в новом импортном сырье. С поставок текстильных красителей и началась история компании, которая позднее переросла в группу компаний семейного бизнеса, а у истоков был мой отец – Деменок Сергей Леонидович.

Десять лет спустя российский рынок тканей был переполнен готовыми товарами из-за рубежа, в основном из Китая, Вьетнама, Турции и других стран Азии. В России стали закрываться комбинаты и фабрики легкой промышленности, спрос на текстильные красители закончился. Компания «Холлидей Пигментс» сместила акцент деятельности на другие имеющиеся направления бизнеса – поставки органических и неорганических пигментов, добавки, пищевые красители. Наиболее востребованным на тот момент товаром стал пигмент ультрамарин. Ультрамарин – уникальный продукт, он был тогда нужен практически для всего. И до сих пор он широко применяется в лакокраске, полимерной промышленности, косметике и других отраслях.

«Холлидей Пигментс» на рынке уже более 25 лет. Как изменилась компания за эти годы?

Конечно, за эти годы компания значительно выросла. Изменился как пул поставщиков, так и отношение к рынку. Если в начале пути компания развивалась просто как торгующая организация, которая находит и продает товар, нужный рынку, то со временем компания перешла к осознанному формированию портфеля партнеров и продуктовых линеек. Мы начали целенаправленно искать новых поставщиков в Европе и Азии, подбирали новые товары и проверяли качество продукции, для чего была организована собственная лаборатория. В итоге у нас появились проверенные партнеры и сбалансированный ассортимент с товарами как общего, так и специального назначения.

«Холлидей Пигментс» работает в достаточно узкой нише – поставке пигментов. За счет этого мы приобрели глубокие знания о пигментах и особенностях их применения в разных отраслях. Такой профессионализм очень ценится нашими клиентами, так как позволяет нам быстро разобраться в технологических особенностях конкретного производства, предложить именно те пигменты, которые туда подойдут, подсказать решения и специальные продукты, о которых клиент мог не знать. Мы обладаем достаточно серьезной технической экспертизой, и мы этим гордимся. А кроме того, гордимся людьми, которые у нас работают. Мы рады, что можем не только привезти нужный товар, но и оказать клиенту техническую поддержку, дать рекомендации по нюансам производства и рецептурной части.

В «Холлидей Пигментс» вы работаете больше 10 лет. С прошлого года являетесь совладельцем компании. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в «Холлидей Пигментс»?

«Холлидей Пигментс» – это семейная компания, поэтому я работаю в ней гораздо дольше 10 лет. Сколько я себя помню, мой отец, основатель компании, держал меня в курсе того, что происходит в компании. С ранних лет он приобщал меня к семейному делу, показывал, как вести бизнес, знакомил с партнерами.

Я прошел свой путь в копании «Холлидей Пигментс» с самых низов, потому что мой отец считал это правильным. Сначала я работал на складе, затем в отделе логистики, в отделе ВЭД, позже заместителем директора, и так постепенно я дорос до соучредителя и генерального директора компании. Я считаю, это заслуженный результат, высшая форма доверия и признания моих профессиональных достижений. Теперь моя основная задача – это дальнейшее развитие компании, следование идеалам и направлению, заданному семейным бизнесом, и поиск новых путей для развития.

У вас философское образование СПбГУ. Необычно для руководителя в химической промышленности. Как оно влияет на вашу работу? Получали ли вы дополнительное образование? Всему учились на практике?

И правда, достаточно неожиданно для человека, который работает в бизнесе, связанном с химией. Но философское образование позволило мне, в первую очередь, развить кругозор, а это очень важно для работы с разными культурами. Среди наших партнеров есть европейские, индийские, китайские компании, и разница культур, их взглядов на жизнь, традиций ведения бизнеса может и не очевидна каждому, но крайне важна при взаимодействии и выстраивании долгосрочных доверительных отношений.

В работе с любой культурой есть свои правила, но работа с поставщиками, которые пребывают в нашей европейской парадигме, это совсем не то же самое, что работа с партнерами из азиатско-тихоокеанского региона. В понимании особенностей и ценностей традиционных культур мне очень помогла философия, а химии я учился на ходу, и в этом мне помогала наша сильная техническая команда. В целом получился удачный набор компетенций, и я считаю, что мое образование сослужило мне исключительно хорошую службу.

Алексей, с какими поставщиками работает «Холлидей Пигментс»?

Мы работаем с различными поставщиками со всего мира, потому что наш портфель хоть и узкоспециализированный, но состоит из большого количества продуктов. В ассортименте «Холлидей Пигментс» есть органические, неорганические пименты, противокоррозионные пигменты, перламутровые и флуоресцентные пигменты, жирорастворимые красители и другие пигменты для разных отраслей промышленности, поэтому, говоря о поставщиках – это достаточно большое количество производителей из разных отраслей и стран.

Например, у перламутровых пигментов для декоративного строительного сегмента и для автомобильной промышленности абсолютно разные особенности и показатели качества, для каждого направления требуется соблюдение своих правил, и это не одни и те же марки пигментов.

У производителя пигментов есть, как правило, свои сильные стороны в одном или нескольких направлениях, невозможно быть лучшим абсолютно во всем, поэтому, когда идет речь о поставщиках, мы поддерживаем разнообразие и техническая экспертиза здесь крайне важна.

Изменился ли пул поставщиков вашей компании в последние годы? Откуда в основном вы сейчас поставляете пигменты на российский рынок?

Мы работаем с поставщиками как и из Европы, так и из Азии, и все они имеют свои сильные стороны. Что касается Европы, то традиционными преимуществами здесь являются технологичные специализированные и узконишевые продукты, на разработку которых потрачен не один десяток лет. Но в результате получен продукт, который полностью удовлетворяет запросам определенной отрасли и без которого существование самой отрасли затруднительно.

Если мы говорим об азиатских поставщиках – это большие объёмы, конкурентные цены, более универсальное применение. И если раньше китайские товары ассоциировались с не самым лучшим качеством, то теперь ситуация другая. Крупные заводы поставляют достаточно качественный продукт. Репутация перед долгосрочными партнерами крайне важна в восточной культуре, и это один из гарантов стабильного качества.

«Холлидей Пигментс» уже давно диверсифицировала портфель поставщиков, у нас нет каких-либо предпочтений по региону, с которым нам удобнее сотрудничать, сегодня привезти товар возможно практически из любой точки мира. К сожалению, ввиду политической ситуации, развитие отношений с поставщиками из дружественных стран – это актуальный и важный аспект, которому сейчас мы уделяем максимум внимания.

Как отразились на работе «Холлидей Пигментс» события 2020 и 2021 годов? Компании удалось адаптироваться и перестроить работу? Стало ли это время «тренировкой» к ситуации 2022 года?

Мы живем в ситуации закрытых границ, повсеместных ограничений и дефицита сырья уже третий год. Мы выполнили все профилактические меры и продолжали отгрузки в течение периодов ограничений. За это время мы и наши клиенты прошли все этапы принятия неизбежного: шок, отрицание, торг, гнев, апатия, осмысление.

Принять новую реальность непросто, а приспособиться и начать в ней эффективно работать – непросто вдвойне. Но зато в период пандемии, когда не было мероприятий и командировок, у нас появилось время на улучшение процессов внутри компании, мы обновили наш сайт, освоили все доступные виды удаленной коммуникации, научились решать вопросы дистанционно, научились планировать в более долгосрочной перспективе в условиях высокой неопределенности.

Однозначно, ситуация уже не вернется в старую понятную всем плоскость. А значит, надо двигаться вперед, развиваться в новых, изменившихся условиях. Ситуация 2022 года, конечно, не рядовая, но все уже привыкли находиться вне зоны комфорта и, быстро оценив ситуацию, разрабатывать пути решения.

После начала спецоперации на Украине Россию стали отрезать от мировой торговли. О своем уходе объявили, в частности, Maersk и Mediterranean Shipping Company. ЕС также запретил судам под российским флагом заходить в порты Европы, а автоперевозчикам из России – въезжать. Существуют ли альтернативные пути доставки?

Перечисленные линии далеко не единственные, кто совершает морские грузоперевозки в Россию, и путь доставки товаров через европейские порты также не единственно доступный. У России есть также дальневосточные, черноморские, каспийские порты.

С уходом ведущих игроков рынка и перестройкой логистических маршрутов очередь на доставку и ее стоимость, конечно, выросли. К счастью, доставка азиатских товаров в Россию возможна не только морским транспортом, но и железнодорожным, а также мультимодальным. На железной дороге тоже были сложности с ожиданием, перегрузкой, очередью на границе. Транспортная система не сразу справилась с одномоментно выросшим в разы грузопотоком. Но пройдет немного времени, «РЖД» усилит узкие участки, и мы думаем, что этот путь может стать ключевым логистическим маршрутом между Азией и Россией.

Фото: portnews.ru

Алексей, в апреле ЕС также запретил ввозить в Россию красители, цветные лаки, ультрамарины и другую продукцию для производства ЛКМ. Как это отразится на российских производителях лакокрасочных материалов?

Что касается ультрамаринов и ряда высокотехнологичных и функциональных пигментов, мы огорчены данной ситуацией. К сожалению, импорт в сфере сырья для ЛКМ (и не только) занимает весомую долю, по некоторым видам сырья свыше 70%. Некоторым пигментам, попавшим под санкции, в принципе не существует замены аналогичного качества в других странах.

Российским производителям, возможно, придется пересматривать свой ассортимент и сужать цветовую гамму. Но мы не перестаем искать подобные продукты в азиатском регионе. Сложнее всего будет заменить ультрамарины, высокотехнологичные пигменты из так называемой группы High Performance, которые чаще применяются в автомобильных покрытиях, а также некоторые металлические пигменты. Суммарный объем этих пигментов небольшой, но без них такие направления, как автомобильные краски, художественные краски, ряд индустриальных красок и некоторые другие, не смогут предложить привычную для покупателей цветовую гамму.

Фото: psychotechnikaplock.pl

А как эти запреты сказываются на вашей компании – поставщике пигментов? Вы нашли выход из ситуации? Будете ли пересматривать ассортимент продукции и переключаться на работу с российскими производителями сырья?

У нас есть несколько европейских производителей пигментов. С вводом запретов они повели себя довольно неоднозначно. Были те, кто сразу прекратил все контакты без каких-либо официальных заявлений, прекратили все поставки, даже по ранее согласованным заказам и не входящим в санкционные списки товарам. Но остались компании, которые ценят долгосрочное сотрудничество и пытаются в нормативном поле санкций продолжить поставки товара в Россию. Мы со своей стороны исполняем все свои обязательства по оплате товара перед всеми европейскими поставщиками.

Большинство товаров из нашего европейского ассортимента не имеет аналогов в России. Переключиться мы можем только на поставки из других стран в случае, если найдем пигменты приемлемого качества. Одновременно с этим прорабатываются схемы параллельного импорта.

Кроме того, некоторые иностранные компании объявили об уходе с российского рынка. Смогут ли местные производители сырья восполнить потерю? Тот же «Крымский титан» или тамбовский «Пигмент» …

К сожалению, ассортимент российских производителей не перекрывает то многообразие пигментов, которое поставлялось из-за рубежа. Кроме того, мощности производства российских производителей не позволят быстро нарастить выпуск в несколько раз. Импорт все равно останется, но доля сырья азиатского происхождения заметно увеличится.

Как по-вашему, станут ли санкции ЕС и уход иностранцев толчком для реального импортозамещения в России и создания новых производств? Или предприятия будут искать альтернативные каналы поставок, будет параллельный импорт?

Синтез пигментов – достаточно наукоемкий процесс. В Советском Союзе были наработки по многим органическим и неорганическим пигментам, но реальные производства по выпуску пигментов в России по пальцам можно пересчитать.

Кроме того, требуется специфическое сырье, которое тоже во многом поставляется из- за рубежа. В масштабах российской химической отрасли выпуск малотоннажного сырья большой номенклатуры пигментов – далеко не первоочередная задача. Предпосылок для быстрого импортозамещения, к сожалению, нет.

Параллельный импорт – это оперативное, хотя и более дорогое решение. Но оно позволит производителям ЛКМ оставаться на плаву, пока в стране не появятся отечественные сырьевые компоненты или достойные неевропейские аналоги. Если не дать время нашим производителям наладить выпуск качественной краски из альтернативного сырья, провести тестирование и сертификацию у ключевых потребителей, укрепиться на собственном рынке, есть серьезный риск, что на место ушедших европейских производителей готовых красок просто придут турецкие, азиатские и прочие.

Поэтому параллельный импорт привычного проверенного европейского сырья – это возможность выиграть время для разработки альтернативных рецептур.

Фото: jahaneshimi.com

Собственное производство. Та же компания «Аттика» начинала как поставщик смол, а в октябре 2021 года открыла свой завод. «Холлидей Пигментс» может в перспективе начать выпуск пигментов?

Как я уже сказал, синтез пигментов требует глубокой научной проработки. Все разработки защищены патентным правом. Европейские компании и раньше не стремились способствовать производству сырьевых компонентов в России, а после запрета на инвестиции в российский бизнес вряд ли вообще остались желающие. Да и российский рынок пигментов, по правде сказать, довольно маленький, по сравнению, например, с азиатским. А с учетом высокой стоимости заемных средств в России инвестиции в собственное производство пока рискованное мероприятие.

Существует ли какой-то универсальный рецепт по ведению бизнеса в современных условиях?

В эпоху перемен успешным будет тот, кто умеет быстро приспосабливаться. Для российского бизнеса это далеко не первый, и, похоже, не последний кризис. Но готовых решений нет. Методы, которые были успешными в 2008 или 2015 году, уже неприменимы. Условия изменились. В такие времена важно держать руку на пульсе.

Алексей, как вы считаете, нормализуется ли в ближайшем будущем ситуация на рынке сырья и с поставками продукции?

Рынок сырья начало штормить еще несколько лет назад, когда локдауны и контейнерный кризис нарушили логистические цепочки и привели к дефицитам товара в разных частях мира. Это общемировая проблема, а не только России. К сожалению, улучшение эпидемиологической ситуации не успело привести к положительной динамике по обеспечению сырьем – помешали санкции.

Мы возлагаем надежды на параллельный импорт и альтернативные поставки некоторых позиций сырья из Азии, но не сбрасываем со счетов ухудшение ситуации по дефициту и росту цен на энергоносители в Европе. Даже если российские поставщики смогут наладить импорт европейского сырья через третьи страны, его цена будет уже значительно выше.

Ваш прогноз на вторую половину 2022 года. Алексей, поделитесь, пожалуйста.

Ситуация с параллельными поставками и рост поставок из азиатского региона должны начать улучшаться в течение 3–6 месяцев. Однозначно нас ждет рост цен, дефицит отдельных позиций сырья также сохранится. В плане качества и ассортимента продукции российским производителям, скорее всего, придется этим жертвовать. Финансисты прогнозируют прекращение укрепления рубля и возврат курсов валют к уровню первого квартала 2022 года.

Сейчас же российский рынок уязвим для поставок готовых ЛКМ из того же азиатского региона. Пока этого не произошло, у российских производителей ЛКМ есть реальный шанс занять ниши, освободившиеся после ухода с рынка локализованных европейских производителей ЛКМ. Возможно, это даже нивелирует прогнозируемое снижение спроса на ЛКМ в районе 15–20%. Одно могу сказать точно: простым 2022 год не будет.