Украина теперь без своего производства?

По итогам января – мая суммарный выпуск крупнотоннажных полимеров в Украине превысил уровень 154 Кт (примерно 30 Кт/месяц), что на 56% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Украина до последнего времени считалась поставщиком полипропилена в Россию и СНГ за счет производства в Лисичанске – на ЛИНИКе. После закрытия единственного украинского производителя Украина станет зависеть от импорта.

 

Остановка ЛИНИКа

ЛИНИК был базовым производителем и местным поставщиком ПП, кроме того, его поставки составляли немалую долю в импорте соседней России (иногда составляя до трети всего импорта ПП в РФ). На фоне растущего интереса к ПП в СНГ (и сравнительно высоких цен на него) у производства ПП открывались дополнительные перспективы. Однако руководство компании решило иначе – дескать сейчас это нерентабельно, и заявило о возможности прекращения выпуска ПП. В феврале – марте объемы производства снизились до 6 Кт, в апреле – 3 Кт, а с 16 апреля производство остановлено. До этого ЛИНИК не отгружал полипропилен на внутренний рынок (предприятие сделало упор на выполнение экспортных контрактов, а часть контрактов была вообще аннулирована). С марта, наоборот, был прекращен экспорт и имеющаяся продукция пошла на внутренний рынок. Остановка комплекса обусловлена прекращением нефтепереработки на собственном НПЗ в середине марта, а также длительной плановой профилактикой Рязанского НПЗ группы ТНК-ВР – поставщика сырья (пропан-пропилена).

С производством украинского ПП в последние годы бывало всякое. Один раз (в июне 2010 года) оно упало почти до нуля (выпущено 4 тонны), но в целом держалось у отметки в 8 Кт. Ситуацию, когда производство упало полностью, в новейшей истории можно считать неожиданностью, особенно на фоне весеннего супердефицита ПП в России. Производство на ЛИНИКе могло давать до 110-120 Кт в год (до 9 Кт/месяц), что составляло бы порядка 25% производства крупнотоннажных полимеров в Украине. Есть оценки и поскромнее. Так, согласно Rupec, приостановка производства полипропилена на мощностях ЛИНИКа привела к сокращению суммарного объема производства крупнотоннажных полимеров на Украине только на 8% по сравнению с апрелем – до уровня 28,5 тысячи тонн. Как бы то ни было, но прекращение ПП-производства в Лисичанске вычеркивает Украину из списка продуцентов ПП.

Согласно «Хим-Курьеру», остановка единственного в Украине завода-производителя ПП окажет негативное влияние не только на внутренний рынок, но и на российский, куда отгружались крупные партии лисичанского полимера. Но не надо быть большим экспертом, чтобы понимать весь негатив от остановки ПП-производства для государства и рынка. Это не только дестабилизирует рынок, но и ставит переработчиков в зависимость от импорта, который в свою очередь зависит от многих переменных. На фоне массового запуска ПП-производств где только можно в мире и роста популярности ПП в Украине происходит регресс. В данном случае хорошо видна опасность передачи в частные руки стратегических предприятий. Перенос производства в Россию из Лисичанска относительно безболезненно мог бы произойти во времена СССР, когда не было границ и таможен, был эффективный госплан и госзаказ, и не было зависимости от мировых скачков и корпораций. Но сейчас до подобной эффективной автономии далеко, и разбрасываться уникальными производствами, даже в угоду крупнейшим владельцам-транскорпорациям, –  это терять экономическую независимость. В любом случае, теперь Украина не производит один из четырех базовых полимеров, потому что так решили ТНК и BritishPetroleum. Печально…

Судьба ЛИНИКа как поставщика ПП выглядит туманно. По оценкам экспертов, сейчас из-за падения спроса на ПП в мире и проблем с поставками сырья производство ПП невыгодно. Впрочем, в начале июня планировалось возобновление производства полимера, однако пуск пока так и не состоялся. Группа ТНК-ВР рассматривает возможность переноса установки полипропилена с ЛИНИКа на российский «Ярославнефтеоргсинтез», которым владеет совместно с «Газпромнефтью».

Цены и внешняя торговля

Цена на ПП в Украине опустилась к декабрю 2011 года до 19-20 тысяч г/тонн (свыше 2100 долларов за тонну, когда в ЕС было – 2000, в Азии – до 1700). Такая сравнительно высокая цена обусловлена высоким таможенным барьером (который в марте был поднят еще выше).

Касательно объемов импорта поступают разные сведения. Достойным доверия можно считать июньский обзор «Маркет Репорт», согласно которому импорт вырос, да еще и на 45%. Зимне-весенняя стагнация первого полугодия 2011 года не стала традицией, продержавшись до апреля. Затем последовал быстрый рост, очевидно обусловленный закрытием производства на ЛИНИКе. В мае поставлен рекорд (11 Кт), и, судя по сезонной летней активизации, это может быть не предел. Действительно, согласно «Юнипак», с марта украинские компании на фоне заявлений руководства ТНК об остановке ЛИНИКа начали активно контрактовать полипропилен на внешних рынках. По данным же «Союз-Информ», при похожей динамике объемы импорта значительно скромнее, и максимум-2011 не достиг даже 7 Кт, а в 2012 году импорт вырос только в апреле.

Импортом ПП занимается порядка 220, а в пиковые моменты – до 270 предприятий.

Экспорт до последнего момента (до остановки ЛИНИКа) имел внушительные объемы, иногда (зимой и в марте 2011 года, январе 2012 года) превышая объемы импорта. Причем экспортом занималось немало предприятий – в среднем по 70 10 за месяц, а иногда в 1,5-2 раза больше. Основными покупателями выступали Россия (до 50 Кт в год) и другие страны экс-СССР (Узбекистан, Молдавия, Литва, Беларусь), а также Турция (вторая после России – более 7 Кт), Румыния, Польша и даже западноевропейские «суперэкономики» (Франция, Италия, Германия). То есть украинский ПП был вполне востребован на самых развитых и требовательных рынках.

Региональный разрез импорта ПП дает довольно необычную для Украины картину. На первом месте тут – второразрядные по общим торговым показателям партеры из экс-соцлагеря. В верхней десятке их половина, а в сумме с Россией, Казахстаном и остальными странами восточной Европы они дают почти 60% ПП-импорта. Значительно меньшая часть импорта (менее 25%) идет из наиболее развитых стран Западной Европы. Интересно, что доля таких крупнейших мировых поставщиков, как США, Англия, Франция, Япония и, наконец, Китай, в украинском направлении мизерна. Незначительна также доля Южной Кореи (для России это второй главный поставщик), и совсем не виден Туркменистан – ведущий поставщик России. Отсюда просматривается сохранившаяся со времен СССР тесная связь украинского полипропиленового (и в целом полиолефинового) производства с сопредельными странами бывшего соцблока СЭВ – Польшей, Румынией, Венгрией, Болгарией, бывшими Чехословакией и Югославией. Это можно считать существенным отличием украинской ПП-отрасли от российской (ориентированной на поставки из средней и дальневосточной Азии).

В последнее время очень активизировался ближневосточный импорт. Уже сейчас Саудовская Аравия, Египет, Кувейт и Израиль поставляют 15-20% всего импорта ПП. В дальнейшем, очевидно, их доля будет нарастать – особенно учитывая мнения экспертов об устаревании восточноевропейских мощностей.

Итоги

Рынок ПП в Украине претерпевает трансформацию, обусловленную искусственным прекращением внутреннего производства, бывшего востребованным не только на местном, но и сопредельных рынках. Прекращение внутренних поставок и экспорта происходит на фоне бурного роста спроса на ПП в мире. Обоснования руководителей ЛИНИКа по поводу прекращения производства пока нельзя назвать исчерпывающими. Не просматривается и шагов по нормализации ситуации с отечественным производством со стороны государства, в свое время передавшего стратегическое производство в руки иностранных корпораций.

Импорт, от которого теперь будет зависеть украинская отрасль, традиционно идет из Восточной Европы и России, а также Германии и Италии. В последнее время активизируется ближневосточное направление импорта. Поставки из Китая, США, Франции, Японии, крайне незначительны.

Дмитрий Старокадомский