Дзержинск может стать центром переработки ПВХ в России

Мыслями относительно перспектив создания кластера по переработке ПВХ в Нижегородской области поделился Вениамин Альперн, директор Представительства компании Solvay S.A. в России и СНГ.

По мере того как соответствие концепции устойчивого развития становится определяющим критерием осуществимости всех крупных проектов идея максимального приближения переработки сырья к его источнику в форме промышленного кластера (индустриального парка) приобретает все большую популярность — по мере сокращения транспортного плеча уменьшаются транспортные издержки и соответственно конечная цена товара для  потребителя, снижаются связанные с транспортировкой продуктов энергозатраты и выделение СО2, меньше  вероятность и масштаб возможных последствий аварий, особенно в случае перевозки опасных химикатов.

В России создание кластеров является прежде всего важным элементом программ регионального развития. Идея создать в Дзержинске кластер по переработке ПВХ возникла в умах нижегородских руководителей еще 5 лет назад, когда будущие акционеры «РусВинила» — бельгийская Solvay и российский «Сибур» — поделились с ними планами строительства на нижегородской земле крупнейшего в России и Европе комплекса по производству этого полимера, столь востребованного в России. Теперь, когда решены главные финансовые и административные вопросы и реализация проекта вступила в завершающую фазу, можно с уверенностью говорить о том, что первая очередь производства ПВХ мощностью 330 тысяч тонн в год войдет в строй в г. Кстово в 2013 году. Таким образом, налицо первая предпосылка успешного существования индустриального парка (кластера) — якорное предприятие, источник высококачественного сырья.

Вторая предпосылка — емкий региональный рынок изделий из ПВХ и высокий потенциал его развития. Доля Поволжья в российской структуре потребления ПВХ едва превышает 5 % (для сравнения — доля сопоставимого по населению и промышленному потенциалу ПФО сегодня приближается к 60 %), а Нижегородская область сегодня не лидер и в Поволжье. Например, профильно-погонажных изделий в области производится не более 4 тыс.т в год, что покрывает менее 1/3 потребности, при том что местный строительный сектор развивается весьма успешно, а по темпам роста индивидуального домостроения (лакомый кусочек для изготовителей окон из ПВХ) нижегородцы в первой десятке среди регионов России.

Потребление труб из ПВХ в России вообще аномально низко (4 % в  структуре потребления ПВХ и 10 % в структуре потребления пластмассовых труб против 30–60 % в развитых странах и Китае), большая их часть (почти 17 тыс. т/год) уже производится в Дзержинске «Хемкором», но в нижегородском ЖКХ их присутствие не обнаруживается. Из 70–80 тыс. т пленок ПВХ, произведенных в России и ввезенных туда в 2010 году, около четверти приходится на ДПО «Пластик», но как в регионе, так и в стране не хватает многих видов пленок: мебельной, термоусадочной, пищевой стретч-пленки (только последней ежегодно импортируется около 12 тыс. т, а все 3 российских производителя — в Московской области). В Нижегородской области целесообразно организовать производство гидроизоляционных мембран, которые применяются в плоских кровлях, туннелях, аквапарках, бассейнах, отстойниках, шламонакопителях, дамбах и т. п. Стимулом для  производства гидроизоляционных мембран в регионе являются планы по строительству торговых центров, спортивных объектов, АЭС и др. К 2015 году ежегодное потребление мембран из ПВХ в Поволжье может  приблизиться к 2 миллионам квадратных метров. Принадлежащий «Сибур-Нефтехим» дзержинский «Капролактам» входит в тройку ведущих российских изготовителей кабельных пластикатов, но почти вся продукция завода  перерабатывается за пределами области.

Третья предпосылка — инвестиционная привлекательность региона, обусловленная наличием развитой транспортной и энергетической инфраструктуры, площадки с необходимыми коммуникациями, квалифицированных рабочих и ИТР, и подкрепляемая постоянными усилиями администрации по созданию благоприятного инвестиционного климата, в частности системы весомых льгот для инвестора. Все это есть. Область уже на ведущих позициях в российском инвестиционном табеле о рангах, лучший тому пример — тот же «РусВинил» с  объемом инвестиций в 1,3 млрд евро. Но, боюсь, для успеха кластера этого недостаточно. Конечно, как и во всех прочих регионах, инвестиции — это налоги, рабочие места, общее повышение культуры производства и т. п. Но в силу специфики изделий из ПВХ — а это, главным образом, окна, трубы, кровельные покрытия, линолеум — не менее важен прямой социальный эффект от их внедрения. Поэтому необходимо увязать планы создания кластера и реализации программ строительства жилья и реформирования ЖКХ в единый комплекс нетривиальных мер, стимулирующих не только производство, но и потребление изделий из ПВХ местных производителей на благо всех слоев населения, включая малоимущих и владельцев ветхого жилья.

Приход ведущих зарубежных и отечественных переработчиков ПВХ привлечет производителей добавок — ластификаторов, стабилизаторов, модификаторов ударной прочности, наполнителей и т. п. При этом особыми привилегиями должны пользоваться производители продуктов «зеленой химии» (например, пластификаторов, эмульгаторов и инициаторов полимеризации из растительного сырья), переработчики «трудных», т. е. смешанных отходов (экономическая привлекательность немеханических методов рециклинга — химического, растворного — будет возрастать по мере увеличения объемов переработки ПВХ в кластере и регионе), а также любые инноваторы — производители ценных потребительских продуктов, аналогов которым нет в России. Разумеется, возникнет необходимость в эффективной транспортно-логистической компании, располагающей достаточным парком трейлеров-полимеровозов (альтернатива все более дорожающему и все менее надежному железнодорожному транспорту) для доставки ПВХ из Кстова в Дзержинск и из Дзержинска конечным потребителям. Для создания комплекса по переработке ПВХ более всего подходит площадка в 300 га завода «Капролактам», располагающая необходимой инфраструктурой. Вероятно, понадобится также расширить испытательный центр и опытную базу Дзержинского «НИИ Полимеров».

Считаю, что несмотря на продолжающуюся турбулентность мировой и российской экономики вполне реально привлечь к моменту пуска «РусВинила» 5–10 новых переработчиков, потребляющих каждый 2–3 тыс. т/год ПВХ. А с учетом планов действующих производителей, стратегия развития которых должна быть увязана с планом развития индустриального парка на площадке «Капролактама», объем новых инвестиций в переработку ПВХ в Дзержинске в ближайшие 3–4 года может составить 2–2,5 миллиардов рублей. Однако для осуществления задуманного необходим количественно и качественно иной уровень финансовой поддержки и менеджмента. Форумы и семинары, «веерные» рассылки при-глашений в определенной мере полезны, но сейчас необходимо точечно, профессионально работать с каждым из 30–40 предприятий, отобранных из числа предварительно  охваченных ведущих 500 зарубежных и сот ни отечественных переработчиков ПВХ, с теми, которые вопреки кризису, или благодаря ему, последовательно проводят в жизнь свою стратегию развития и которых по тем или иным причинам особенно интересует нижегородский регион. Очень надеюсь, что энтузиазм администрации Нижегородской области и создаваемой управляющей компании будущего индустриального парка, подкрепленные желанием «РусВинила» и опытом его акционеров, принесут свои плоды.