Владимир Даут: «Не расслабляться и видеть перспективы развития»

Наверняка многие специалисты отрасли согласятся, что сегодня «Метафракс» – это один из самых значимых игроков российского рынка химии. С приходом на место генерального директора компании Владимира Даута на предприятии семимильными шагами пошла модернизация и наращивание объемов производства. Журналу «Промышленные покрытия» он рассказал об актуальных проектах компании, которые напрямую влияют на развитие отечественного химпрома.

Владимир Александрович, вы работаете на предприятии более 40 лет, из которых 16 возглавляете его. Причем генеральным директором вы стали сразу после 90-х. Наверняка то был не безоблачный период для компании?

90-е годы оставили отпечаток не только на «Метафраксе», но и в целом на всей стране. Тогда полностью нарушились производственные связи, были недозагружены мощности. Предприятия не понимали, куда направлять продукцию. Потом наступил период безденежья, когда вместо оплаты действовал бартерный обмен. После распада СССР и этого периода неразберихи нужно было найти свой путь движения. К тому же, до распада Министерства по производству минеральных удобрений входящие в него предприятия не могли самостоятельно определять вектор развития. После этого «Метафракс» выбрал таким вектором углубленную переработку метанола, начал строить конкурентоспособные производства, для которых на тот момент были доступны технологии. Мы начали сотрудничать с зарубежными инжиниринговыми компаниями, посещали иностранные предприятия для обмена опытом. Старались научиться вести переговоры с западными коллегами и начать быстро двигаться. Этот период я бы назвал свободным плаванием на выживание. Потребовалось понимание – куда в этом океане свободы причалить, выяснить – кому нужна продукция. А выход на иностранные рынки был тяжелым: приходилось досконально прорабатывать вопросы логистики, упаковки, особенно сыпучих продуктов. И на их решение потребовался не один год. Мы добились того, что предприятие стало активно развиваться. Например, произведенная в 2017 году плановая реконструкция установки метанола позволила увеличить суточное производство продукта до 3400 тонн. В 80-х годах предприятие выпускало за год 100 тысяч тонн метанола, и для сравнения скажу: в наши дни такой объем продукта мы производим за месяц. Можно сказать, что по нашему основному продукту – метанолу – «Метафракс» является компанией номер один в России и в Европе по единичной мощности. Дальнейшее развитие предприятия связано с увеличением переработки метанола. Сегодня компания является единственным на постсоветском пространстве производителем пентаэритрита и уротропина. Скажу больше, «Метафракс» является компанией номер один в России и по выпуску синтетических смол, входя в первую тройку ведущих европейских производителей этого продукта. Дочерние структуры «Метафракса» – компании Metadynea Russia и Metadynea Austria – суммарно производят 1 миллион тонн смол.

Компания перерабатывает 30 % метанола. Какого объема переработки вы намерены достичь?
Мы намерены ежегодно перерабатывать на производственной площадке в Губахе 500 тысяч тонн метанола. Но чтобы достичь этого показателя потребуется не менее 10 лет. В наши дни «Метафракс» перерабатывает 340 тысяч тонн, в ближайшие годы объем переработки достигнет 400 тысяч, поэтому и 500-тысячный рубеж вполне достижимый результат при условии доступности технологий по ряду интересующих нас продуктов. Однако лицензии на эти производственные процессы нам пока недоступны.

Подписание СПИК о строительстве промышленного комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
Слева направо: генеральный директор ПАО «Метафракс» Владимир Даут, губернатор Пермского края Максим Решетников (фото: www.metafrax.com)

Какой из реализованных с 2002 года проектов компании вы считаете наиболее важным для развития «Метафракса» и российской химической промышленности?
«Метафракс» первым в России начал выпускать карбамидоформальдегидный концентрат (КФК). Потребители начали получать полупродукт, который подходит для варки светлых смол. Первая установка КФК была введена «Метафраксом» в эксплуатацию в июне 2003 года, в декабре 2004 ввели в строй вторую установку, а третью сдали в 2005 году. На тот момент это была прорывная технология для страны. По нашим стопам затем пошли в ОАО «Щекиноазот». В 2016 году установку по производству КФК запустили и в Томске – в ООО «Сибметахим».

Какие проекты реализуются сегодня?
К сожалению, на российском рынке в подавляющем большинстве внедряются технологии первого и второго передела. Сегодня не сложно приобрести технологию переработки метанола, аммиака, полиэтилена и полипропилена. Однако купить лицензии на процессы четвертого или пятого передела практически невозможно. Вы сами понимаете, что чем больше переделов, тем выше маржа. И этой маржей никто делиться не собирается. Для выпуска таких продуктов нужны не только средства, но и наука, опыт. Поэтому желающих приобрести такие технологии никто не встречает с распростертыми объятьями.

«Метафракс» выпускает уникальный для России продукт – пентаэритрит. В своем интервью в 2002 году вы подчеркнули, что стране не хватает этого продукта, особенно летом. По году 15 % потребности рынка «закрывается» импортом. Как вы сегодня оцениваете спрос на пентаэритрит со стороны отечественных потребителей?
К сожалению, объемы российского рынка пентаэритрита упали, и «Метафракс» своими силами практически полностью покрывает потребность в этом продукте. Поэтому в этом сегменте мы большей частью работаем на экспорт. Со стороны иностранных потребителей поступает такой объем заказов, что мы физически не в силах их удовлетворить. Напрашивается вопрос: отчего бы нам не расширить производство или не построить новую установку? Но производство пентаэритрита зависит от поставок ацетальдегида, который в России выпускает только одно предприятие.

Среди последних задач «Метафракса» – воплощение многомиллиардного проекта по возведению в Губахе комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ). На какой стадии находится строительство?
Это амбициозный и уникальный для России проект, направленный на комплексную переработку сырья. Он интегрирован в основное производство метанола. «Метафракс» сможет получать аммиак и карбамид по технологии, в которой используются отходы производства: продувочные газы производства метанола и двуокиси углерода из дымовых газов печей риформинга. Комплекс будет в том числе обеспечивать и компании, входящие в группу «Метафракс» – Metadynea Russia и Metadynea Austria – карбамидом и меламином. В ноябре 2017 были подписаны соглашения с подрядчиками. В конце марта начались первые работы по сооружению комплекса. С начала лета приступили к установке фундаментов, идет монтаж металлоконструкций. Завершено возведение башни приллирования производства карбамида высотой 98 метров, начались и поставки крупнотоннажного оборудования.


20 апреля на IV Пермском инженернопромышленном форуме «Метафракс» подписал контракты с корейским трейдингом SamyangMeta
на поставку уротропина и пентаэритрита на рынок восточной Азии. Совместное предприятие SamyangMeta Ltd было создано на паритетных началах
дочерней компанией «Метафракса» Metadynea Trading и корейской Sanghong, СП зарегистрировано 1 февраля в Сеуле (Южная Корея) (фото: www.metafrax.com)

Были сложности при подготовке и реализации проекта?
Потребовалось много времени и сил, чтобы пройти тернистый путь от базового проекта до получения разрешения на строительство комплекса. Только на этот этап потребовалось больше года. А время шло, приходилось оптимизировать сроки реализации проекта. В феврале 2018 года на инвестиционном форуме в Сочи был подписан специальный инвестиционный контракт (СПИК) с правительством Пермского края. По капвложениям это крупный проект, на него потребовалось более 950 миллионов евро. Безусловно, чтобы реализовать такие внушительные проекты не только в химпроме, но и других отраслях требуются более доступные финансовые ресурсы, и не такие дорогие, как сегодня. При текущих процентных ставках желающих возводить крупные проекты с кредитами сроком на 10–15 лет находится не много: это и большие риски, и весомая финансовая нагрузка на предприятие.

Современным и развитым производством с высокой автоматизацией и передовой технологией назвал «Метафракс» полномочный посол Австрийской Республики в России Йоханнес Айгнер. В то же время в одном из своих интервью в 2015 году вы обратили внимание на отставание отечественного химического машиностроения. «Мы бы с радостью приобретали в России узлы и агрегаты, но пока вынуждены закупать их за рубежом», – заявили вы.
Такую оценку приятно слышать. Действительно, при реконструкции действующих производств и строительстве новых наша компания ориентируется на технические решения с высоким уровнем автоматизации. Такой подход позволяет «Метафраксу» поддерживать конкурентоспособность среди производителей аналогичной продукции, как в России, так и за рубежом, а для этого требуется оборудование с высокой степенью надежности. К сожалению, за три года ничего нового для крупнотоннажного химического производства в нашей стране я не увидел: все динамическое оборудование, включая насосы, еще с советских времен приобретается за рубежом. Спустя десятки лет позиция российского машиностроения не изменилась. Ассортимент отечественной продукции для химии, удовлетворяющий требованиям «Метафракса», очень скромный: в подавляющем большинстве рынок предлагает самые простые позиции технологического оборудования. И уж совсем печальная ситуация на отечественном рынке контрольно-измерительных приборов и АСУ ТП.


По выработке малемина «Метафракс» намерен войти в пятерку крупнейших компаний Европы. Со швейцарскойкомпанией Casale подписан контракт по разработке проекта
строительства второй установки меламина на площадке предприятия. С пуском второй установки «Метафракс» ежегодно будет выпускать суммарно 80 тысяч тонн меламина.
Половина продукции пойдет на нужды компании. Проект будет интегрирован в комплекс АКМ, который изначально включал производство меламина мощностью в 40 тысяч тонн.
По оценкам компании, объем российского рынка меламина составляет 50 тысяч тонн (фото: www.gk-razvitie.ru)

Какие цели стоят перед компанией на ближайшую пятилетку?
С 1995 года на предприятии стабильно разрабатываются программы развития, рассчитанные на пятилетку, чтобы мы готовились к внедрению того или иного мероприятия заблаговременно. Последняя пятилетка рассчитана на период 2015–2020 годов. За это время мы увеличили производительность агрегата метанола до 3 375 тонн в сутки, возвели вторую установку по производству малометанольного концентрированного формалина, есть намерения по строительству установки по производству параформа мощностью 30 тысяч тонн в год. В 2015 году на предприятии принята стратегия развития до 2030 года. К этому сроку наша основная задача – завершить проект АКМ. Со времен ПО «Метанол» (в 1989 году Губахинский химзавод реорганизовали в производственное объединение, а в 1991 году преобразовали в АООТ «Метафракс», – прим. ред.) прошло 30 лет. За эти годы в России еще не было более масштабного, чем у нас проекта по одновременному возведению установок по производству аммиака, меламина и карбамида.

В 2017 году вы вошли в топ-100 высших руководителей страны, в первую десятку руководителей компаний химической отрасли, по версии Ассоциации менеджеров и «Коммерсантъ». Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы поддерживать позиции предприятия среди конкурентоспособных производств? Руководитель любого коллектива подобен дирижеру, задающего темп оркестру. Особо важна его роль при управлении многотысячным персоналом для создания коллектива единомышленников, любящих свою компанию, работающих на общий результат. Чтобы быть лидерами, а мы без ложной скромности заявляем: «Метафракс» на рынке – первый по продуктам, которые предлагает, нужно быть на шаг впереди родственных структур, нужно брать пример с передовых западных компаний, не расслабляться при достижении высоких целей и четко видеть перспективы личного развития и развития предприятия.