Константин Ковалев: «Мы создали хороший фундамент для дальнейшего роста»

Предприятие «Краски КВИЛ» было создано в сложный период – в первой половине 90-х прошлого века. Сама организация производства в некотором роде было авантюрой на фоне закрытия сотен заводов. Однако семейная компания пережила несколько кризисов и возродилась, когда, казалось бы, все было потеряно.Генеральный директор предприятия «Краски КВИЛ» Константин Ковалев в интервью журналу «Промышленные покрытия» сравнил пережитые кризисы с нынешним, рассказал о развитии компании и поделился планами на 2021 год.

Константин Викторович, вся ваша трудовая жизнь связана с заводом «Краски КВИЛ». Насколько нам известно, работу вы начали фасовщиком лакокрасочных материалов еще в 1996 году. Опишите ваш путь до генерального директора.

В моем профессиональном опыте нет ничего необычного. Во-первых, это семейная компания, которая начала развиваться в самом начале 90-х годов, поэтому все каникулы проводил не «во дворе», а на работе. Во-вторых, это нормальная корпоративная практика, когда карьерная лестница начинается с самых начальных ступеней. На самом деле это дало мне очень многое, например, понимание того, каким тяжелым и монотонным может быть физический труд или проявление уважения к работающим людям.

За 14 лет работы на предприятии вы застали кризисы 1998, 2008 и 2014 годов. Чем нынешняя ситуация отличается от тех времен? Как бы ее охарактеризовали?

Все перечисленные кризисы имеют различные причины их появления. Предложенные программы по выходу и них и достигнутые результаты также различны. Основные отличия текущего кризиса от предыдущих (на мой взгляд, этот начался еще в 2014 году) в том, что он показал уязвимость идеи глобализации мировой экономической модели.

Ситуации с локдаунами привели к различным срывам в цепочках поставок. Развитие экономик стран засчет финансового накачивания потребительского спроса исчерпала себя.

Поддержание финансовой стабильности за счет увеличения денежной массы – это тупиковый путь. Необходимо вырабатывать принципиально новую модель развития мировых экономик.

Вашу компанию можно сравнить с птицей Феникс. Имею в виду крупный пожар на предприятии в мае 2011 года. Тогда сгорели мощности по производству полуфабрикатных лаков. Каким образом удалось восстановиться, а по итогам 2013 года войти в ТОП-15 ведущих производителей ЛКМ по России? В отличие от того же завода «Химком», горевшего спустя три недели, который в итоге закрылся.

Когда мысленно возвращаешься в тот период, то понимаешь, насколько не просто все было. Нас спасло четкое понимание, что если не восстановимся, то нам «крышка».

В отличие от «Химкома» во время пожара была разрушена производственная площадка по синтезу полуфабрикатных лаков, а производство красок практически не пострадало. Мы смогли возобновить в течение двух недель. Это позволило не потерять клиентов, продолжить хорошие взаимоотношения с поставщиками и сохранить коллектив.

Все оказали нам просто огромную поддержку в те дни: клиенты ждали исполнение заказов, которые мы отдавали с опозданием, поставщики поставляли сырье в отсрочку, из коллектива никто не ушел и активно помогали во всем. Огромную помощь оказало Правительство Белгородской области. Они помогли в поиске регрессивной производственной площадки по синтезу полуфабрикатных лаков, оказали содействие в ее приобретении, предоставив целевые займы. Все эти факторы стали хорошим фундаментом для восстановления и позволили нам остаться на рынке.

Более того, после этой катастрофы продолжили укреплять позиции и начали реализацию нового проекта. Существует ли такая возможность сейчас, во время коронакризиса, с «нуля» начинать проект или после ЧП?

Я хотел бы ответ на этот вопрос разбить на две части. Если говорить про этап восстановления и укрепление наших позиций, то мы не начинали с «чистого листа». У нас были уже определенные компетенции и бизнес, обладавший необходимыми ресурсами, которые позволяли генерировать финансовый поток.

Если говорить про «start-up» в чистом виде, то на мой личный взгляд, это могут быть не самые эффективные инвестиции. Рынок давно сформировался, интенсивное развитие DIY-сегмента, многообразие предлагаемых ЛКМ, снижение покупательской способности – все эти факторы увеличивают степень риска. Единственный вариант их преодолеть – это отложить начало проекта на более позднее время.

Константин Викторович, как изменилась ситуация в компании с момента открытия нового производства в 2015 году? Чем сейчас живет и как работает «КВИЛ»?

Открытие новой площадки дало нам сумасшедший импульс развития. Мы пересмотрели и переработали большинство внутренних регламентов, автоматизировали основные производственные операции, внедрили систему автоматизированного планирования на базе программного продукта «1C: MES Оперативное управление производством».

В настоящий момент в плане дальнейшего развития у нас огромное количество идей. Это и внедрение CRM-системы, пилотные проекты по бережливому производству с идеей их дальнейшего масштабирования.

Мы доработали и внедрили собственный программный продукт KVIL.Color, позволяющий нашим клиентам работать с картотекой рецептур ЛКМ, которая постоянно актуализируется и пополняется новыми цветовыми решениями. Также в него «зашиты» определенные метрики, которые позволяют оперативно анализировать все процессы, связанные с колеровкой.

В 2016 году компания запустила новое предприятие.

Оцените, пожалуйста, позиции, которые теперь занимает предприятие на российском рынке ЛКМ.

Наша компания представлена как в декоративном (общестроительном), так и в индустриальном сегментах, и занимает стабильные позиции на рынке уже несколько лет. В настоящий момент мы создали хороший фундамент для дальнейшего роста и ставим перед собой достаточно амбициозные задачи.

Я уверен, что намеченные планы по выводу на рынок новых торговых марок в декоративном сегменте, активная работа с проектными и отраслевые институтами дадут нам хороший синергетический эффект, а также приблизят нас к реализации намеченных планов.

Уже несколько лет вы устанавливаете мини-заводы – системы колеровки по приготовлению материалов. Когда вы запустили этот проект и что он вам дал?

На самом деле производство баз и паст – это ДНК нашего производства. Данная философия родилась в начале 2000-х годов и была полностью реализована в новом производстве.

Основной способ производства – это изготовление баз и колеровочных паст. Использование автоматизированного дозировочного оборудования позволяет нам снизить минимальный размер производственной партии до 20 килограммов, существенно снизить складские запасы и «разгрузить» оборотный капитал.

Эта бизнес-идея была в дальнейшем реализована в виде размещения колеровочных установок, максимально приближенных к месту нахождению клиентов. Проект дает возможность сократить расходы на логистику, формировать оптимальные складские запасы. При этом срок поставки готового продукта составляет до одного дня.

В настоящий момент мы предлагаем нашим клиентам установки как для ручной, так и автоматической колеровки. В перспективе – развитие данного направления. Например, до конца этого года мы планируем разместить четыре автоматизированные колеровочные установки на базах наших клиентов.

«Краски КВИЛ» выпускают продукцию декоративного и индустриального сегмента. Материалы какого направления превалируют и почему?

Выпуск продукции декоративного и индустриального сегментов – это правильно сбалансированная ассортиментная политика, которая позволяет более плавно загрузить производственные мощности и оптимизировать денежные потоки.

Конечно, лакокрасочные материалы декоративного сегмента мы производим больше, чем продукты индустриального направления. В то же время сейчас наблюдается интересная тенденция, когда происходит миграция продуктов между сегментами, а традиционная сегментация рынков устаревает.

Развитию производства каких ЛКМ вы сейчас уделяете больше внимания?

Основные усилия направлены на развитие продуктов для индустриального сегмента в виду большего потенциала для развития. Но и декоративный сегмент не забываем. К началу нового сезона мы презентуем обновленную линейку материалов для защиты металла и линейку материалов для защиты древесины.

В планах на 2021 год также запланирован ребрендинг некоторых марок в портфеле продуктов для декоративного сегмента.

Ведущие мировые производители в своих отчетах отмечают, что коронакризис привел к увеличению спроса на материалы декоративного направления иснижению продаж индустриальных ЛКМ. Зафиксировали ли вы нечто подобное касаемо российского рынка и вашего предприятия в частности?

Если говорить о тенденциях, которые были отмечены мировыми производителями, то мы не увидели скачка спроса в декоративном сегменте, вызванного, например, фактором отложенного спроса. Но в тоже время многие игроки на рынке смогли компенсировать отставание, которое возникло в марте-апреле. А в индустриальном сегменте почувствовали всплеск продаж, который превзошел наши ожидания.

Генеральный директор Nippon Paint Масааки Танака в интервью Financial Times заявил, что кризис открывает новые возможности. Одна из них – расширение путем покупки компаний, пострадавших от кризиса. Насколько это сейчас оправдано? Рассматривает ли ваша организация такую возможность?

Конечно, я согласен с данным выражением, что кризис дает новые возможности. Он позволяет более остро ощутить слабые стороны компании. Но проблема в том, что этот кризис начался еще 5-6 лет назад, и путей выхода из него пока никто в мире предложить не смог.

Сейчас рынок слишком хрупкий, так что любой негативный фактор может легко разрушить данный баланс. Поэтому я бы воздержался от каких-либо инвестиций связанных с поглощением компаний и сконцентрировал основные усилия на улучшение процессов внутри компании.

Открытие фирменного магазина Завода «Краски КВИЛ»

Одна из проблем отечественного рынка – сырьевое обеспечение. Как по-вашему возможно ее решить?

Большая доля импортных сырьевых компонентов – это ахиллесова пята российской лакокраски. К сожалению, отечественные производители сырья не всегда могут предложить альтернативу импортным производителям. Это серьезная проблема, ее постоянно озвучивают различные отраслевые ассоциации при взаимодействии с профильными Министерствами.

Необходимо пересматривать программы развития и регулирующие законодательные акты. В текущей ситуации нужно оперативное вмешательство государства. Самостоятельно отрасль не решит эту проблему и рискует проиграть рынок ЛКМ иностранным глобальным компаниям.

Существуют ли перспективы у российской индустрии сырья для ЛКМ с учетом нынешней ситуации?

Однозначно российские производители сырья могут выиграть от текущей ситуации. Здесь сказывается множество факторов. Так, девальвация национальной валюты позволяет не так динамично повышать отпускные цены, введенные ограничительные меры привели к большим и частым срывам сроков поставки, а отсутствие приездов иностранных технических специалистов, не дает оперативно внедрять новые сырьевые компоненты.

Стабильное ценообразование, стабильность качества, технологическое сопровождение, доступность и логистика – это основные факторы, которые позволят им привлечь своего потребителя.

Обратимся к другой проблеме – кадры. Об этом, к примеру, говорили в прошлом году на выставке «Химия». Производство держится на старых кадрах, а молодежь стремится идти в основном в «продажники» или, в лучшем случае, в «разработчики». Специалистов привлекают, в частности, высокими зарплатами. Каким образом вам удается решать ее?

Как говорится, кадры решают все. Проблема в том, что современная идеология изменила систему ценностей, и труд специалиста, который продает, оценивается больше, чем труд
специалиста, который может создать новый продукт своими руками. Это уже не изменить, поэтому задача руководителей правильно оценивать вклад каждого из сотрудников в конечный результат. И на основании этого выстраивать системы мотивации и формировать собственные программы обучения и подготовки специалистов.

Это уже не изменить, поэтому задача руководителей правильно оценивать вклад каждого из сотрудников в конечный результат. И на основании этого выстраивать системы мотивации и формировать собственные программы обучения и подготовки специалистов.

Константин Викторович, заканчивается непростой 2020 год. Как бы вы оценили его итоги? Поделитесь планами на следующий 2021 год.

Действительно, 2020 год получился сложным и неоднозначным, но текущая оценка его в будущем может быть пересмотрена. Мы оцениваем результаты текущего года как удовлетворительные. Удалось закончить его с минимальными потерями, сделанные выводы, позволяют скорректировать программы развития.

На 2021 год мы ставим весьма амбициозные задачи: продолжим работу по улучшению всех бизнес-процессов и будем расти как количественно, так качественно в продажах.

Справка

Константин Ковалев родился 19 декабря 1979 года в Белгороде. С 17 лет работает на Заводе «Краски КВИЛ». С 1996 по 2001 год учился в «Белгородской Государственной Технологической академии строительных материалов» по специальности «Экономика и управление на предприятиях промышленности строительных материалов».