Сергей Фидорищенко: «Мы планируем и дальше сохранять за собой лидерские позиции»

AkzoNobel действует в России больше 20 лет. За это время один из лидеров мирового рынка ЛКМ значительно расширил объемы выпуска, ассортимент продукции и стал ведущим российским производителем порошковых покрытий. Генеральный директор компании «Акзо Нобель Лакокраска» Сергей Фидорищенко на предприятии вырос от рядового специалиста до руководителя предприятия, отвечающего за все. В интервью журналу «Промышленные покрытия» собеседник рассказал о становлении завода, особенностях рынка порошковых ЛКМ и ведения бизнеса в России, а также о влиянии коронакризиса на компанию.

Сергей Сергеевич, еще недавно вы занимали должность директора по производству компании «Акзо Нобель Лакокраска», а предприятие возглавили в мае. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в лакокрасочную отрасль и как давно работаете в AkzoNobel?

В компании AkzoNobel я работаю уже 14 лет, с мая 2006 года. Почти сразу после окончания университета (МГТУ «МАМИ») я был принят на позицию мастера смены российского производства. На тот момент предприятие, каким мы знаем его сейчас, еще фактически не существовало. Был лишь возведен металлический каркас будущего завода в городе Орехово-Зуево, но уже в 2007 году было запущено производство порошковых покрытий. Успех проекта сопровождался не только ростом порошкового бизнеса AkzoNobel в России, но также карьерным и профессиональным ростом его участников.

В течение последующих десяти лет мне посчастливилось пройти большой карьерный путь в компании. На разных этапах я отвечал за управление и совершенствование всех направлений операционной деятельности предприятия, включая производственные процессы, контроль качества, логистику и снабжение, охрану труда и ремонтную службу. Впоследствии же я начал больше углубляться в изучение финансовых и коммерческих функций компании.

Полученный опыт и глубокое понимание всех процессов позволили мне возглавить предприятие и продолжать развивать порошковый бизнес AkzoNobel в России в новом качестве.

С позиции вашего опыта в лакокрасочной индустрии как бы вы охарактеризовали российский рынок ЛКМ и порошковых покрытий в частности? Как сейчас развивается рынок?

Оценку всему российскому рынку ЛКМ, как и трендам на нем мне объективно сложно дать. AkzoNobel работает в нескольких сегментах ЛКМ: это и декоративные краски, морские и защитные покрытия, авторемонтные и авиационные покрытия, и другие. Конъюнктура каждого из этих рынков уникальна и обусловлена различными факторами такими как, например, сезонность, я бы все-таки рассматривал каждое из направлений по отдельности.

Что же касается порошковых покрытий, то здесь мы продолжаем видеть активное развитие рынка и растущий интерес к этому виду покрытий как со стороны потребителей, так и со стороны новых импортеров и производителей порошковых покрытий.

Рынок порошковых материалов весьма узкий. По разным оценкам, на нем действуют не более 20 производителей, а объемы выпуска не превышают 50-60 тысяч тонн в год при ежегодном потреблении около 100 тысяч и долей импорта около 30%. Как по-вашему эти оценки соответствуют действительности?

Сложно назвать точное количество производителей порошковых покрытий на российском рынке. Помимо хорошо всем известных крупных игроков на рынке есть ряд небольших предприятий, выпускающих порошковые покрытия в незначительных объемах. Поэтому цифры, о которых вы говорите, вполне могут отражать текущее распределение между локальным производством и импортом в Россию. Однако нельзя исключать тот факт, что под видом продукции российского производства иногда может выдаваться перефасованный импортный продукт, в связи с чем доля импорта может быть занижена.

Завод в Орехово-Зуево оборудован по последнему слову техники.

AkzoNobel называют пионером в сфере производства порошковых покрытий, особенно в России. Какое влияние компания оказывает на других игроков рынка? Пытаются ли они составить конкуренцию, разрабатывать свои технологии и продукты, перенимать опыт AkzoNobel в отрасли?

Действительно, AkzoNobel уделяет большое внимание инновациям и новым технологическим решениям, которые позволяют не только оперативно реагировать на тренды и запросы потребительского рынка, но и вести свою деятельность без ущерба для окружающей среды и здоровья населения. Одна из последних и очень актуальных разработок – создание серии антибактериальных покрытий Interpon D1000 и 2000 для применения в местах общего пользования, в условиях особых санитарных требований и на изделиях, подверженных активному воздействию со стороны человека.

Мы видим, что другие игроки в отрасли также пытаются работать в этих направлениях, как перенимая наш опыт, так и привнося на рынок собственные решения, интересные прямым и конечным потребителям. Подобное поведение и появление новых решений автоматически провоцируют новый виток органического развития порошковой индустрии в РФ.

Одна из среднесрочных целей для нас – это повышение общего уровня качества в сфере порошковых покрытий в России. Мы являемся одной из немногих российских компаний, прошедших международную сертификацию качества Qualicoat, и мы единственные, кто имеет сертификацию на весь спектр покрытий – от гладких глянцевых до матовых, текстурных, металликов и красок повышенной долговечности. Безопасность и качество производственных процессов подтверждено постоянно обновляемыми международными стандартами ISO.

Сергей Сергеевич, «Акзо Нобель Лакокраска» является лидером российского рынка порошковых ЛКМ. На момент открытия 5 июля 2007 года мощность четырех линий предприятия составляла 4 тысячи тонн, а доля на рынке – 33%. Сама площадь объекта позволяла разместить шесть линий на 10 тысяч тонн. Как изменилась ситуация за эти 13 лет с момента открытия производства?

Позволю скорректировать представленные цифры. На момент открытия в 2007 году мы стартовали в одну смену с двумя малыми производственными линиями, которые в потенциале могли принести 1,2 тонны продукции в год, остальную продукцию мы импортировали с других заводов AkzoNobel в Европе. Сейчас у нас уже 8 производственных линий, работающих в режиме 24\7 и производящих весь спектр порошковых покрытий. Тот объем, который 13 лет назад мы могли произвести за 12 месяцев, сейчас, в 2020 году, мы производим за 30 дней.

За последние 10 лет, с 2009 года, выручка предприятия, по данным из открытых источников, выросла почти в 7 раз – с 480 миллионов рублей до 3,13, а чистая прибыль – почти в 9 раз (с 15 до 132 миллионов). Каким образом удалось достигнуть этих показателей?

Драйверов такого успеха, которым мы, безусловно, гордимся, много. Как говорил ранее, локализация разработок и производства спровоцировала стремительный рост продаж нашей продукции, а за ним и всех финансовых показателей компании. Безусловно, экономическая ситуация в стране и мире также оказывала влияние на наш бизнес, иногда положительно, а порой внося свои коррективы в изначально разработанные стратегии и проекты. Разнообразие покрытий и наше продуктовое присутствие в девяти секторах B2B рынка обеспечивало стабильность нашего бизнеса даже в самые сложные времена.

Несмотря на все трудности, мы всегда старались быть рядом с нашими клиентами и сотрудниками, понимая их потребности и совместно обсуждая антикризисный формат взаимодействия. Совокупность этих факторов не только позволила достичь высоких результатов, но и сформировала репутацию лидера и надежный фундамент для новых партнерских достижений.

Предприятие в Орехово-Зуево выпускает две основные марки покрытий – Interpon и Resicoat. Какие материалы пользуются наибольшим спросом среди потребителей?

Торговая марка Resicoat – это покрытия функционального назначения, в основном используемые для окраски труб. Потребителями являются производители труб (перекачка газа, нефти, и т.д.). Это очень крупные предприятия с большим объемом потребления, однако с очень ограниченной номенклатурой используемых позиций. Производителей труб можно пересчитать по пальцам, в то время как торговая марка Interpon – это покрытия общего назначения, используемые для окраски различных изделий от бытовой или сельхоз техники до алюминиевого профиля. Соответственно, спектр потребителей Interpon несопоставимо шире и разнообразнее.

В 2014 году генеральный директор компании PrimaTek Дмитрий Дронь в интервью журналу «Промышленные покрытия» сообщил, что в России отсутствует сырьевая база для производства порошковых покрытий. Как изменилась ситуация за последние шесть лет?

К сожалению, значительных изменений в сырьевой доступности качественных материалов не произошло. По прежнему на территории РФ присутствует вся таблица Менделеева, однако высокотехнологичных предприятий, способных производить и обрабатывать требуемые сырьевые компоненты для порошкового производства, крайне мало. Предпосылки к развитию этого направления и интерес инвесторов присутствуют, но пока больше на уровне переговоров.

Три года назад, в июле, правительство России ввело требования к производителям ЛКМ. Одно из них касается доли иностранного сырья в продукте. Сейчас она не должна превышать 60%. Удается ли соблюдать эти нормативы с учетом ситуации с сырьевой базой?

Принимая во внимание дефицит производителей качественных сырьевых компонентов на территории РФ, соответствие этим требованиям влечет на данный момент массу рисков для качества и себестоимости выпускаемой продукции. Однако преференции постановления для соответствующих критериям производителей ЛКМ заставили нас и наших сырьевых партнеров всерьез задуматься о совместной работе по локализации источников сырьевых поставок. Но повторюсь, ключевым для нас моментом было сохранение качества и безопасности продукции, поэтому ты тщательно прорабатывали этот вопрос. Например, недавно мы ввели в наши рецептуры ряд пигментов, производящихся на территории РФ. В проработке использование полиэфирных смол от российских производителей. Это потребует времени, но движение началось.

Сергей Сергеевич, компания много внимания уделяет развитию архитектурных покрытий, применяемых для окрашивания строительных металлоконструкций. Отразилось ли недавнее снижение объема ввода строительных объектов из-за коронакризиса на спросе на эту продукцию?

Мы являемся одним из звеньев цепи поставок строительных материалов на объекты и не отделимы от процессов, происходящих в строительной отрасли, поэтому любой кризис в отрасли также отражается на нашей деятельности. Но, как я уже сказал ранее, мы научились адаптироваться под различные обстоятельства и экономические условия. В условиях пандемии наряду с благополучием и безопасностью сотрудников для нас было также важно не подвести наших партнеров и продолжать обеспечивать бесперебойные поставки продукции на объекты.

Продажи компании за 10 лет выросли почти в 9 раз.

В целом как пандемия коронавируса отразилась на работе «Акзо Нобель Лакокраска»?

Мы быстро среагировали и перестроили свою работу в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, Правительства МО и РФ, соблюдая все необходимые меры по предотвращению распространения COVID-19. Часть сотрудников до сих пор продолжают работать удаленно. Нам пришлось внести коррективы в наши бизнес-планы, однако мы уже сейчас чувствуем, что рынок оживает, открывая на горизонте новые возможности.

В феврале 2020 года в интервью Russian Business Guide Михаил Ионов, занимавший тогда должность генерального директора «Акзо Нобель Лакокраска», сообщил о планах компании на ближайшее время. В частности, предполагалось расширить производство металликов, применяемых в автопроме. Удается ли реализовать задуманное с учетом фактора пандемии коронавируса?

Да, несмотря на сложившуюся ситуацию, вызванную пандемией коронавируса, мы продолжаем заниматься развитием направления покрытий со специальными эффектами, в частности металликами, и ожидаем получить хорошие результаты. На данный момент фокусными секторами являются строительство, производство металлических дверей, бытовая техника.

Фактор пандемии заставляет заказчиков искать наиболее выгодные решения, это касается как самих конечных продуктов, так и покрытий для них. В некоторых проектах это ведет к упрощению используемых красок, в других же – наоборот, к усложнению. В любом случае бесспорно покрытие влияет на внешний вид изделия, позволяя также повысить привлекательность товара, и как следствие увеличить его продажи, что в свою очередь влияет на продажи самих порошковых покрытий.

С учетом реалий 2020 года вам пришлось изменить планы? Если да, то в каком направлении?

Как комментировал ранее, планы, конечно же, были скорректированы по всем направлениям, слишком серьезные изменения произошли в мире за последние шесть месяцев. Мы сконцентрировались на проектах по оптимизации продуктового портфолио и снижении себестоимости с условием сохранения высокого качества продукции и рабочих мест. Также мы перестроили некоторые свои процессы, чтобы стать еще более гибкими и оперативно реагировать в кризис на потребности наших клиентов.

Сергей Сергеевич, каковы планы «Акзо Нобель Лакокраска» на долгосрочное развитие? Какие направления наиболее приоритетны?

Мы планируем и дальше сохранять за собой лидерские позиции на рынке. Среди приоритетных направлений можно выделить дальнейшую автоматизацию и цифровизацию производственных процессов, разработку новых продуктов, соответствующих запросам рынка, а также работу над локализацией сырьевых источников поставок и повышением общего уровня качества в отрасли.