Степан Чупилкин: «Сегодня наличие сырья определяет поставщика»

«Ларчфилд ЛСН» – подразделение британской компании Larchfield, которое специализируется на поставках химической продукции для лакокрасочной, строительной и нефтегазовой отраслей. Английская компания действует на рынке России с 1983 года. Подразделение «Ларчфилд ЛСН» было создано в 2013 году для усиления фокуса на рынок ЛКМ, и с самого основания его возглавляет Степан Чупилкин. Генеральный директор «Ларчфилд ЛСН» рассказал журналу «Промышленные покрытия» о специфике ведения бизнеса на рынке сырья для ЛКМ в России.

Степан Васильевич, расскажите, как появилась компания «Ларчфилд ЛСН»?

Компания Larchfi eld существует на рынке более 30 лет. Ее создали англичане для работы на территории Советского Союза. После распада Советского Союза перестала работать структура нашего МИДа – «Союзхимэкспорт», и компания «Ларчфилд» продолжила поставлять продукцию, налаживая прямые связи с потребителями в России, Республике Беларусь,
Казахстан и других странах бывшего СССР.

«Ларчфилд ЛСН» – одно из бизнес-подразделений компании Larchfi eld. «ЛСН» означает Лакокраска, Стройка, Нефть и газ. Я возглавляю это подразделение уже около 10 лет. Наша компания объединят сильные стороны крупных поставщиков сырья: компании Arkema, которая выкупила более 10 лет назад у Dow Chemical акрилаты и технологию дисперсий Ucar; компании Trinseo, которая является самым большим в мире производителем стирола и крупнейшим производителем бутадиен-стирольных латексов; компании Nouryon, где мы являемся представителем продукции Bermocoll, Berol, Expancell, и других значимых игроков на химическом рынке.

Объединив лучшее по технологиям у наших поставщиков, мы получили замечательный пакет для ЛКМ, на базе которого и было создано подразделение «ЛСН».

Завершился 2020 год. Каким он стал для «Ларчфилд ЛСН»? Как удалось адаптировать бизнес к новым условиям?

Этот год был для нас неплохой. Как и для всех, он был сложный. Мы расширили круг поставщиков из Азии. Во время пандемии многие, в первую очередь, обращали внимание
на стоимость продукции.

При этом все наши европейские партнеры постарались и поддержали наших клиентов в России. Сотрудничество затронуло как продуктовую, так и коммерческую составляющие. К примеру, Arkema выпустила специальный акрилат. В итоге заказчики нам за это сказали «спасибо». Можно сказать, что в 2020 году у нас наблюдался рост продаж в ряде сегментов.

Как, по-вашему, сложился год для лакокрасочной индустрии России?

Спад в лакокрасочной промышленности оценивается от 7 до 10%, а это расходится с официальной статистикой. Мы не видим роста в лакокрасочной индустрии. Скорее наблюдаем стабильность. В 2020 году был отложенный спрос, который вернулся осенью после спада во втором квартале.

Фактически общий год, что касается производства, судя по словам наших клиентов, не стал выдающимся по увеличению объемов производства ЛКМ. Все говорят о снижении выпуска продукции в тоннаже. В денежном выражении обороты остались на прежнем уровне.

В 2020 году компании начали активно внедрять онлайн-технологии в работе. Реализуете ли вы этот проект в вашей компании?

Да, конечно. В апреле мы очень активно запустили вебинары. Сначала мы их проводили по темам новинок, а затем запустили технические вебинары с привлечением технологов.
Сейчас мы проводим два-три вебинара в месяц – по лакокраске и строительству. Дополнительно мы запустили канал Telegram. На канале мы размещаем не только информацию о нас, но и публикуем новости индустрии.

Производители ЛКМ в 2020 году отметили рост цен на сырье и перебои с поставками. Как вы оцениваете эту ситуацию?

Мы особо не заметили повышение цен на сырье и перебои с поставками компонентов. То есть 2020 год прошел спокойно. А замечать эти проблемы начали в конце 2020 года. В основном это касалось поставок из Китая (ноябрь-декабрь). Проблемы нехватки сырья и отложенных поставок ощущаются в первом квартале 2021 года.

Уточните, пожалуйста, с чем это связано?
На нехватку сырья повлияли в основном локдауны и форс-мажоры, особенно касающиеся производства бутилакрилата и растворителей. Соответственно, эти форс-мажоры, которые произошли за последние два-три месяца, дополнительно наложили элемент дефицита и ажиотажного спроса на продукцию.

Сегодня именно факт наличия сырья определяет поставщика. Отмечу, что цены в среднем растут на 20-30% на некоторое сырье, а кое-что дорожает на 50%. Поэтому перед производителями стоит задача обеспечить не только наличие конечного продукта, но продавать его по цене, устраивающей клиента.

Коллектив «Ларчфилд ЛСН» – активный участник выставки «Интерлакокраска»

Продолжающийся рост цен на сырье. Как, по-вашему, каким образом он может отразиться на игроках рынка?

Пока последствия не очень ясны. Скорее всего, клиентов сохранят те, кто сможет производить продукцию и поставлять ее. Соответственно, невозможность выпускать товар приведет к потерям позиций на рынке.

Пока первый квартал 2021 года можно назвать рынком поставщиков сырья. То есть у кого есть сырье в наличии, тот и работает.

Хотя бы обратите внимание на нынешнюю выставку «Интерлакокраска». В ней не участвует целый ряд игроков. Мы сами приняли решение об участии в феврале, и этому рады. На выставке много посетителей, а на нашем стенде идет очень активная работа.

Степан Васильевич, расскажите о специфике ведения бизнеса в современных условиях

Элемент планирования играет важную роль. Соответственно, поставки азиатских продуктов, чтобы они были на складе, мы планируем на квартал вперед.

Что касается европейских поставщиков, то тут есть свои особенности. Партнеры поставляют продукцию для тех клиентов, с которыми у нас налажены связи, и они у нас стоят  плане. Если появляется кто-то новый, то нужно с партнерами обсуждать поставки сырья для этих клиентов.
Таким образом, получается такая ситуация: если налажены стабильные партнерские связи, у нас есть планы на поставки на следующий квартал, то постоянные клиенты без проблем получают продукцию.

Какие компании составляют круг клиентов «Ларчфилд ЛСН»?

Мы работаем и с крупными, и со средними и мелкими клиентами. Мы специализируемся на добавках, и также в пакете поставляем базовое сырье - смолы и дисперсии. Наша география поставок охватывает клиентов от Новосибирска до Санкт-Петербурга. Это связано со спецификой бизнеса поставок.

В «малотоннажке» по добавкам очень важен элемент планирования и технического обеспечения. То есть остро стоит не столько вопрос цены, а сколько возможность технического решения и какую дополнительную пользу приносит продукт.

Сейчас также важна качественная ценовая политика. Не все готовы платить за очень дорогие вещи. В то же время важно высокое качество продукта при соответствующей ожидаемой цене.

Сократился ли спрос на иностранное сырье и снизились ли его объемы импорта в последние годы?

Что касается добавок, то сокращения спроса не наблюдается. Более того, идет рост прежде всего на водные добавки для водно-дисперсионных покрытий. Дело в том, что в России не производится часть такой продукции. Например, специально подобранные органоглины полностью поставляются из-за рубежа. Эта продукция пользуется большим спросом. Снижение импорта мы наблюдаем в сегменте базовых латексов. Причиной этому является большой объем производства этой продукции в России.

Основной лозунг – это инновации

Обратимся к теме номера: «ЛКМ для нефтегазового комплекса». Степан Васильевич, какие продукты для НГК в России сейчас наиболее востребованы?

Мы поставляем добавки для нефтегазовых покрытий. На этом рынке сегодня востребованы антикоррозионные продукты. При поставках этих материалов мы очень активно сотрудничаем с компанией Ascotec. Ее продукция одобрена, в частности, Hempel, Jotun и PPG. Эти добавки подходят для производства специализированных покрытий для металлоконструкций.

Для производства покрытий для НГК по-прежнему используются «базовые» стандартные компоненты на органорастворимой основе. Тогда как в том же Китае резервуары окрашивают водно-дисперсионными покрытиями. Мы попробовали поставлять специализированные добавки Ascotec для ВД материалов для контейнеров, которые очень хорошо продаются в Китае. Однако в России этот продукт пока не нашел применения. Мы связываем это с тем, что в нашей стране пока продолжают окрашивать в основном «органикой», а не материалами на водной основе.

С чем это связано?

Дело в том, что использование ВД-покрытий, прежде всего, связано с законодательством. В Китае действуют строгие экологические нормы, касающиеся снижения летучих органических соединений. Поэтому в Поднебесной идет переход с использования органорастворимых ЛКМ на водно-дисперсионные.

Законодательство напрямую влияет на специфику потребления того или иного сырья для лакокрасочных материалов.

В России пока нет ограничений, соответственно и отсутствует такая потребность. Также, возможно, влияет и экономия на ресурсах.

Тем не менее, мы учимся новому у иностранцев. У нас же появились компании Jotun, PPG. Сегодня эти игроки поднимают уровень стандартов в промышленности. Так что рос-сийские производители вынуждены ориентироваться на западные стандарты, которые
сейчас задают новую планку.

Западные компании стремятся везде поддерживать одинаковый уровень – как в Европе, так в России. Иностранцы приносят в Россию новые технологии и продукты. Этот фактор, в свою очередь, способствует повышению культуры и качества российской продукции индустриального назначения – это необходимое условие для конкурирования с иностранцами. Правда, этот процесс идет постепенно. Пандемия однозначно замедлила его процесс. Тем менее, движение вперед есть. Поэтому российским компаниям приходится инвестировать в науку, технологии, создавать аналоги и повышать качество продукции для создания достойной конкуренции с иностранцами.

В конечном счете, те же самые добавки покупают как Hempel и PPG, так и производители из Ярославля.

Какие цели ваша компания ставит на 2021 год?
В этом году мы ожидаем стабильность. Выиграют те компании, у которых будет стабильность поставок. Поэтому мы выстраиваем свою работу таким образом, чтобы на складе был продукт – это раз, продвигаем новинки – это два. Процесс не должен стоять на месте. Все же наш основной лозунг – это инновации, поэтому мы стремимся, чтобы производители лакокрасочной продукции создавали инновационные продукты. Мир все же начал постепенно раскрываться, так что надеемся, что 2021 год будет лучше предыдущего.

Мы желаем удачи всем нашим клиентам, и сейчас, в сложный период резкого роста цен на сырье, кризиса наличия товара, мы открыты к технической работе по быстрой адаптации рецептур. У нас есть технический специалист, отдел развития бизнеса, все коммерческие менеджеры имеют химическое техническое образование, мы готовы помочь нашим клиентам в поддержании и развитии бизнеса.